Названий у этого метода много. Только в ABA этот подход отписывается через несколько понятий сразу: случайное обучение, сначала-потом, обогащение/подготовка окружающей среды и MBA. Классические логопеды никак его не называют: "просто пользуюсь, удобно". Этим методом неплохо владеют люди с двойным образованием: логопедия+работа с аутистами.
Суть метода в двух вещах: заинтересовывать ребенка и улавливать его собственные интересы.
Признаки метода:
- сначала ребенку ненавязчиво предлагают развлечения, первый раз - "бесплатно";
- потом ребенок должен что-нибудь сделать в обмен на доступ к желаемому;
- в отличие от классического занятия ABA здесь нет четко обозначенных вознаграждений и нет жетонов;
- задания даются в интересной для ребенка форме (желательно от легкого к сложному);
- сам процесс обучения также увлекателен и является наградой для ребенка;
- требуется талант и материальные вложения: логопед/родитель, занимающийся по этому методу, должен хорошо знать предпочтения ребенка, чувствовать его настроение, иметь большое количество новых, интересных игр и заданий;
- т.к. занятия идут без жетонов, ребенок должен быть обучен просить перерыв или же мы сами (с помощью секундомера) определяем отмеряем среднее время продуктивных занятий и заранее предоставляем ребенку перерыв.
Обобщение дома:
- если ребенок что-то хочет, попросите еговзамен сделать какое-нибудь задание, например, похлопать, показать носик и т.п.
Отношения логопеда и ребенка: главный - логопед, а ребенок - добровольный подчиненный.
Примеры:
Пример 1
Мой ребенок пришел на занятия к новому логопеду. Он умел произносить гласные и звукоподражания, но также часто капризничал и тянул одеяло на себя. Логопед показала ему, как запускается шарик в лабиринте, но потом подняла игрушку и попросила:
- Скажи: "а".
Три минуты мой сын вопил и злился, но сдался и сказал: "а". Логопед отдала ему лабиринт и шарик.
Пример 2
Мой сын в настоящее время часто скандалит и протестует против занятий. Когда он пришел к логопеду, то сел в проходе, спиной к педагогу со словами:"А я не хочу заниматься". Т.к. сын любит цвета, логопед показала ему разноцветный сортер со словами: "Давай разложим зайчиков", и сын побежал заниматься. Они начали раскладывать зайчиков по местам, что для моего сына является сверхлегким заданием. Потом логопед дала задание на согласование числительного и существительного: один заяц, два зайца и т.п.
Пример 3
Мой ребенок не хочет согласовывать числительные и существительные. Он хочет читать книгу про пиратов. Мы читаем книгу про пиратов, считаем бочки, кошек, мышек и змей.
Критика:
- метод требует определенного мастерства, материальных вложений и умения импровизировать;
- может вызывать нежелательное поведение, т.к. некоторым детям важно отмерять задания жетонами, нужно уметь отличать уступки ребенку от баловства и вседозволенности;
- дома не рекомендуется обменивать хотелки ребенка на выполнение задания слишком часто. Этот пункт я поясню.
Есть дети с плохо сформированным навыком просьбы. А просьба - базовый навык для общения. И вот такой ребенок просит у вас колбасу. А вы ему: "Ок, но сначала покажи ушко..." В следующий раз ребенок покажет вам ушко, чтобы получить колбасу, а не попросит ее словами.
Мой ребенок - инициативный. Я обычно разделяю все его просьбы на три категории:
- невыполнимая и опасная (например дать спички, перейти дорогу вне пешеходного перехода, позволить съесть целый торт) - отказываю, не сомневаясь;
- тривиальная, например : "читай", меняю на выполнение нужного мне: "одень пижаму, потом я тебе почитаю", сначала скажи: "шарик", а потом я открою пюре;
- оригинальная, какой я еще не слышала, например: "Почитай книгу про котенка Гава", "Дай мне пять печений" - удовлетворяю, не прося ничего взамен.
Материалы по теме:
Учим ребенка говорить: с чего начать? (про просьбы)
Ребенок не понимает речь: что делать? (про сенсорную алалию)
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым мне нравится ABA
6 причин. почему я ненавижу ABA
Почему он не говорит? Запуск речи ребенка-аутиста (про тестирование, программу и речевые навыки)