Владимир и Елена Николаевы прожили вместе более 10 лет. В семье родилась дочь Татьяна. За время совместной жизни супруги купили 3‐комнатную квартиру.
Но случился в семье Николаевых разлад и они развелись.
После развода Владимир уехал в другой город — обзавелся семьей. Елена с дочерью Татьяной осталась проживать в той самой трешке.
Примерно через год, Владимир стал заявлять о своем праве на квартиру, и предложил Елене продать ее и поделить деньги.
Обеспокоенная настойчивостью бывшего мужа, Елена обратилась в суд с требованием определить ей 2/3 доли в праве на квартиру с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка.
В иске Елена указала, что проживает с дочерью Татьяной, которой установлена категория инвалидности «ребенок-инвалид».
В соответствии с диагнозом, дочь нуждается в организации специальных образовательных условий в связи с чем, ей необходимо личное пространство — отдельная комната для проживания и обучения.
Кроме того она опасается, что в случае продажи совместно квартиры, ей не хватит денег купить жилье с отдельной комнатой для ребенка.
Обстоятельства Елены, суды не сочли исключительными, не увидели оснований отступить от начала равенства долей супругов в ее пользу, посчитали, что определение долей родителей в квартире не ущемляет права несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Требования Елены удовлетворили частично, определили супругам по 1⁄2 доле в праве на 3‐комнатную квартиру.
Доводы Елены Николаевой изучил Верховный Суд РФ, он отменил решения судов и отправил дело на новое рассмотрение, суду рекомендовал учесть:
Так как в Закон не содержит перечень заслуживающих внимания интересов несовершеннолетних детей, с учетом которых суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в общем имуществе, указанные причины (обстоятельства) необходимо устанавливать в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств.
Суд должен определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, дать им правовую оценку с учетом интересов несовершеннолетней дочери-инвалида.
В Судебной практике подобные решения единичные. Наверное, законодательно необходимо защитить родителя с детьми, определить обстоятельства, когда он вправе при разделе, претендовать на большую долю в праве собственности на жилые помещения.
А то получается так: они развелись, он ушел, начал новую жизнь, получил половину квартиры или ее стоимости, а она осталась с ребенком – инвалидом, и в одиночестве заботится о жилищных условиях их общего ребенка. Неправильно как-то?
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.