Найти тему

ЛЕНИНГРАДСКИЙ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»


ЛЕНИНГРАДСКИЙ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Группа «Санкт-Петербург» безраздельно царила на ленинградской рок-сцене недолго, с 1971 по 1973 год. Тем не менее, она смогла оставить глубокий след в истории, а ее лидер Владимир Рекшан стал заслуженно считаться патриархом ленинградской рок-музыки.

«Длинный человек с чуть надменным лицом и маленькой бородкой сел к пианино и начал настраивать гитару, которая, как маленький красный зверь, притаилась у него на коленях. На возвышении, служившем чем-то вроде сцены, появился меланхоличный ударник с сигаретой в зубах… Легко поднявшись, человек с красной гитарой … подошел к своему микрофону. И глубокий низкий голос его раздался из черных потертых тумб, стоящих по краям сцены. Появился пианист в длинной широкой вельветовой куртке, похожий на какого-то бога, одевшегося модным художником. Он тронул клавиши, развернулся и воззрился в зал.

…Музыка вошла неожиданно, и никто не смог уловить того мгновения, когда люди на сцене перестали быть людьми из плоти и крови и воплотились в звуки. Вздрогнув на ветру, растаял мир, и вспыхнуло, как сухая трава, сердце. Скрипач, еще совсем юный, ласкал скрипку длинными нежными пальцами. Она пела, как поют деревья, готовые отдать себя ночи, как поют июльские поля на восходе. Он смотрел куда-то мимо всего со строгим и застывшим лицом. А потом музыка взрывалась, и скрипка, как раненая птица, рвалась в штопор, обезумевшей гоночной машиной носилась по кругу, распиливая реальность, вылетая на крутых виражах из пространства и времени, опровергая законы гармонии и разрезая небо надвое.

…Пианист забыл обо всем и бросился в море клавиш, и руки его вспыхивали как зарницы, разбиваясь о ноты и рождая гармонию. Ударник уже не существовал как человек, а были только палочки, бьющиеся в пальцах о барабан, как о мир. Изредка из-под развевающихся волос прорезал воздух невидящий предсмертный оскал. Песня рвала на части, чтобы выпустить свет из людских сердец, и на самой высшей точке, когда дальше идти уже было некуда, человек с гитарой засмеялся в микрофон. Так мог бы смеяться дьявол. И вдруг он рванулся вверх вперед, а гитара – кричащая птица – полетела впереди, как душа, вырванная из тела».

Интересно, многие ли современные поклонники творчества Бориса Гребенщикова читали его прозаическое произведение «Роман, который никогда не будет окончен», написанное аж в 1975 году? И сколько человек из прочитавших поняли, что в приведённом выше фрагменте «Романа…» описывается концерт «золотого» состава легендарной ленинградской группы «Санкт-Петербург» на пике ее популярности? По этому фрагменту видно, насколько сильное впечатление производили выступления «Санкт-Петербурга» на юного Бориса Гребенщикова! Тогда эта музыка, безусловно, значила для него многое. Он дал достаточно точное описание музыкантам. «Длинный человек с чуть надменным лицом и маленькой бородкой» – это создатель и единственный бессменный участник группы Владимир Рекшан, студент, а затем и выпускник исторического факультета ЛГУ и чемпион СССР среди юниоров по прыжкам в высоту. «Юный скрипач» – невероятно талантливый музыкант Никита Зайцев, тогда еще школьник, много позже прославившийся в ленинградском составе группы «ДДТ». «Меланхоличный ударник» – один из лучших ленинградских барабанщиков Николай Корзинин, в те годы очень походивший на Александра Блока. «Пианист, похожий на какого-то бога» – это Никита Лызлов, который действительно, по воспоминаниям очевидцев, смотрелся на сцене очень эффектно.

Первый состав «Санкт-Петербурга» собрался еще в 1969 г., но до сцены он так и не добрался. А вот второй состав, в который вошли, помимо Рекшана, клавишник Михаил Марский и братья Сергей и Владимир Лемеховы (бас-гитара и барабаны соответственно), громко заявил о себе серией выступлений на студенческих вечерах осенью 1970 года.

Надо сказать, что «Санкт-Петербург» сразу же принципиально создавал программу из собственных песен на русском языке, что для того времени еще по-прежнему было необычно. Владимир Рекшан оказался талантливым поэтом-песенником, создав целый ряд очень сильных и зрелых текстов, которые прекрасно легли на музыку, основанную на ритм-энд-блюзе и британском бите.

На сцене «Санкт-Петербург» вел себя экспрессивно и даже эпатажно. Серьезно занимавшийся спортом Рекшан иногда совершал гигантский прыжок из одного конца сцены в другой, чем немало изумлял публику. Его песни «Осень», «Сердце камня» и другие быстро стали суперхитами, которые знал весь город.

В 1971 г. «Санкт-Петербург» по приглашению знаменитого ленинградского битломана и популяризатора рок-музыки Коли Васина принял участие в основании т.н. «Поп-федерации» – по сути, первой в нашей музыкальной истории организации самодеятельных рок-групп, своего рода прообраза Рок-клуба. Помимо группы Рекшана в «Поп-федерацию» вошли группы «Аргонавты», «Белые Стрелы», «Фламинго», «Галактика», «Q 69» и другие. Организация просуществовала меньше года, и ее деятельность была прекращена органами милиции, а официальный глава «Поп-федерации» Сергей Артемьев был арестован и отдан под суд.

Выступление группы «Санкт-Петербург» на ночном концерте, организованном Поп-федерацией. Ленинград. 1971 г. Слева направо: Владимир Лемехов, Владимир Рекшан, Сергей Лемехов.
Выступление группы «Санкт-Петербург» на ночном концерте, организованном Поп-федерацией. Ленинград. 1971 г. Слева направо: Владимир Лемехов, Владимир Рекшан, Сергей Лемехов.

Весной 1972 г. «Санкт-Петербург», фактически, распался. Но в конце лета того же года Рекшан собрал новый состав – именно тот, который так поразил Бориса Гребенщикова. Итак, теперь «петербуржцами» стали, помимо, Рекшана, Николай Корзинин (барабаны), Виктор Ковалёв (бас) и Никита Лызлов (клавишные). Музыкально новый «Санкт-Петербург» эволюционировал от грубоватого ритм-энд-блюза к харду и арт-року, чему способствовал Николай Корзинин, оказавшийся одаренным композитором и аранжировщиком и пополнивший репертуар группы рядом своих произведений. В ноябре к группе присоединился 16-летний скрипач-виртуоз Никита Зайцев, и «Санкт-Петербург» вновь заблистал на концертных площадках города.

В 1973 г. «Санкт-Петербург» находился на пике творческой формы и пребывал в статусе мегазвезды рок-н-ролльного Ленинграда, а его концерты пользовались невероятным успехом. Однако, присутствие в группе столь мощной творческой единицы, какой был Николай Корзинин – а он был не только неординарным музыкантом и композитором, но и прекрасным певцом – таило в себе определенную угрозу единству коллектива. Рекшан по-прежнему занимался спортом и часто уезжал на спортивные мероприятия. В его отсутствие фронтменом становился Корзинин, и «Санкт-Петербург» исполнял только его материал. Это привело к тому, что в конце 1973 года Корзинин, Ковалёв и Зайцев приняли решение организовать свою собственную группу для исполнения песен Корзинина (она получила название «Большой железный колокол»), и «Санкт-Петербург», таким образом, в очередной раз развалился.

Концерт группы «Санкт-Петербург». Ленинградская обл., г. Ломоносов. Ноябрь 1972 г. Слева направо: Виктор Ковалёв, Никита Зайцев, Николай Корзинин.
Концерт группы «Санкт-Петербург». Ленинградская обл., г. Ломоносов. Ноябрь 1972 г. Слева направо: Виктор Ковалёв, Никита Зайцев, Николай Корзинин.

В 1974 г. Рекшан и Лызлов предприняли попытку восстановить «Санкт-Петербург», но в итоге оба бросили музыку. Причем Лызлов бросил ее навсегда, сделав впоследствии хорошую научную карьеру.

Владимир Рекшан же занялся литературным трудом и весьма преуспел в этом. Как профессиональный писатель, Рекшан начал активно печататься еще с первой половины 1980-х гг., а всего на его счету порядка 20 художественных и художественно-публицистических литературных произведений.

Не оставил он и занятий музыкой. В 1980-е гг. Рекшан несколько раз возрождал «Санкт-Петербург» при участии Корзинина, Зайцева и Ковалёва. Группа в статусе ветеранов не без успеха выступала с новыми и старыми песнями на мероприятиях Лениградского рок-клуба, хотя прежней популярности уже, конечно, не было. Параллельно Рекшан вел в Ленинградском рок-клубе семинар по рок-поэзии.

Выступление группы «Санкт-Петербург» на VI фестивале Ленинградского рок-клуба. Ленинград. Июнь 1988 г. Слева направо: Никита Зайцев, Владимир Рекшан, Андрей Мерчанский. Фото: Дмитрий Конрадт.
Выступление группы «Санкт-Петербург» на VI фестивале Ленинградского рок-клуба. Ленинград. Июнь 1988 г. Слева направо: Никита Зайцев, Владимир Рекшан, Андрей Мерчанский. Фото: Дмитрий Конрадт.

В начале 1990-х Рекшан и Корзинин вновь возродили «Санкт-Петербург», но единственными его постоянными участниками теперь были только они – остальной состав группы (гитаристы, басисты, клавишники), которая больше не распускалась и  существует до сих пор, менялся несколько раз. Лишь в это время Рекшан смог, наконец, записать классические хиты «Санкт-Петербурга» в студии. Кроме того, группа выпустила несколько альбомов с более поздними и совсем новыми песнями Рекшана.

На настоящий момент все музыканты «золотого» состава «Санкт-Петербурга», к сожалению, покинули этот мир. В один год ушли из жизни знаменитый архитектор Владимир Лемехов и талантливый художник-график Сергей Лемехов.

Владимир Ольгердович Рекшан продолжает активную писательскую, музыкальную и общественную деятельность, оставаясь весьма известным человеком в современном Санкт-Петербурге (мы имеем в виду город, а не группу). В 2013 г. Рекшан основал в арт-центре «Пушкинская, 10» – не больше, не меньше – музей «Реалии русского рока», призванный увековечить историю российской рок-музыки.

Владимир Рекшан открывает выставку музея «Реалии русского рока» «Послезвучие». Санкт-Петербург. Арт-центр «Пушкинская, 10». 25 апреля 2015 г.
Владимир Рекшан открывает выставку музея «Реалии русского рока» «Послезвучие». Санкт-Петербург. Арт-центр «Пушкинская, 10». 25 апреля 2015 г.

Владимир Ольгердович собрал уже довольно значительную коллекцию экспонатов по заявленной теме. Но вот полноценной экспозиции у музея, по мнению автора данных строк, профессионального музейного работника, пока что нет – это можно назвать скорее фондами открытого хранения. Однако хочется верить, что у этого интересного и важного проекта всё еще впереди.

Послушать музыкальные композиции в группе ВКонтакте

Продолжение следует…

Автор текста: Сергей Спиридонов

Сайт портала "Рок в кадре и не только"