В нашем городе по-прежнему ноль заболевших.
Врачам приказано увеличить дистанцию между собой и пациентом. И если раньше пациент на приеме сидел рядом со мной, чуть наискосок — это была оптимальная дистанция для негромкого доверительного разговора, то теперь необходимо соблюдать расстояние в один метр.
Это значит, мне приходится говорить громче, что меняет интонацию. Не получается установить с пациентом доверительные отношения через негромкую беседу, полуулыбку, шутку. Каких-то 50 см разницы в расстоянии — а я чувствую себя менее комфортно. Может, с непривычки, но все-таки есть ощущение, что пациент далеко-далеко: и мыслями, и пониманием лечебного процесса, и вообще... Выверенная дистанция на приеме невролога — это важно.
Смотреть больных мне пока можно без перчаток. И защитного костюма. Это, конечно, плюс. Пациент больше доверяет доктору без защитных очков, маски и противочумного костюма, это факт. Разве будешь честно рассказывать врачу, которого не видно за защитным мешком, про личное? Про бессонницу, которая не дает жизни после смерти близкого? Или про нарушения в интимной сфере, которые пришли вместе с болью в спине и онемением в паховой области?
А между тем, люди продолжают болеть обычными болезнями. Недуги эти приходят без оглядки на то, что там в мире с коронавирусом. И конечно, требуют лечения.
Если придется перейти на полное защитное одеяние, контакт с пациентами будет установить сложнее. К примеру, женщины всегда смотрят, как их доктор одета. Одна из моих пациенток, находясь в полуобморочном состоянии, поинтересовалась как-то, хитро приоткрыв один глаз: Марьсергевна, а что у вас за оправа очков? Диор? Она самая. Ох, женщины, ответила пациентка — будем помирать, а все равно заметим, кто что носит. Я улыбнулась и поняла, что не все так плохо. Потому что когда по-настоящему плохо, вам будет не до парфюма и аксессуаров, что носит на себе доктор.
Поэтому я люблю, чтобы расстояние между мной и пациентом было не слишком большим. Это в буквальном смысле помогает стать человеку ближе, вызвать доверие и желание открыться. А значит, упрощает диагностический поиск, подбор лечения и обеспечивает надежную обратную связь.
Да, коронавирус определенно помешает установлению доверительных отношений с людьми. А они пока продолжают болеть депрессией, бессонницей, рассеянным склерозом и другими обычными болезнями, которые мы знали задолго до пандемии злостного вируса.