Вот уже третий день ученики Павловской гимназии “ходят на уроки” дистанционно. Мы поговорили с ними, их родителями и учителями о том, как прошли первые дни в подобном формате и чему они их научили.
Когда мы узнали, что школа переходит на дистанционное обучение, первой реакцией был испуг. Дистанционно – это как? Мы так еще не пробовали. Мы же привыкли к формату глаза в глаза, мелом у доски, шариковой ручкой в тетрадке и вообще в школьной форме. И вдруг такое. А как же звонок на перемену? А обед?
Но вариантов не было: на каникулы мы улетали из России, хоть и не в страну из «опасного» списка, но все же должны соблюсти двухнедельный карантин.
Скачали Skype, Zoom, обновили приложения и с нескрываемой тревогой и одновременно с интересом подошли к понедельнику. Уроки и перемены по расписанию. Лично я не могла себе такого представить! Дети тоже.
Но первый день прошёл отлично, стало понятно, что уроки онлайн – это не из области фантастики, это реально. Учителя и одноклассники прежние, голоса родные, интонации знакомые. Конечно, пока не без проколов: качество связи и звука иногда подводит, с дисциплиной сложнее справляться, а ещё непонятно, как будут аттестовывать по физкультуре. С дополнительным образованием вопросы, особенно тревожно пропускать музыкальную школу. Ну и глазам добавилась колоссальная нагрузка от экрана компьютера Увы, это издержки, но мы понимаем, что сейчас главное – здоровье.
А еще мы благодарны гимназии за разумное решение продлить каникулы на неделю, взять паузу для обдумывания дальнейших действий, ввести карантин для выезжавших из России, не допустив возможных заражений внутри коллектива, подготовить детей и педагогов к онлайн обучению. И все это без суеты, паники, с ежедневным информационным сопровождением нас, родителей.
Первой мыслью было: “Это должно быть интересно”. Я люблю использовать различные гаджеты, программы и приложения на своих уроках, поэтому для меня вся эта история с дистанционным обучением - про вызов. Это возможность применить творческие способности для организации привычного непривычным образом.
Первые уроки я организовывала и проводила через Zoom. Ещё с учениками используем Skype как мессенджер для сбора обратной связи и для организационных моментов. На первом уроке, чтобы вспомнить темы прошлого модуля, проходили квиз в Kahoot. Детям нравятся такие форматы, все активно участвуют и по результатам можно выставлять отметки.
В целом образовательный процесс идет, есть свои плюсы и минусы. Очень нравится кнопочка в Zoom, по которой можно отключить микрофон у всех без возможности включения. На моих уроках дети так часто уходят в полемику касательно нестандартных физических явлений, что иначе их очень сложно остановить. Кнопка спасает.
Опыты онлайн пока ставить не получается, да может и не нужно: помогает масса качественного контента в интернете. Например GetAclass делают очень крутые образовательные ролики по школьной программе. Если хочется более популярного материала, беру ролики “Просто Физика”.
Многие спрашивают, что делать с контрольными? Есть сервисы, например, “ЯКласс”. Они, кстати, на время карантина представляют школам бесплатный доступ там есть возможность давать детям контрольные в режиме онлайн с ограниченным временем.
Но на мой взгляд, здесь тоже нужно уйти от привычного понимания контрольной работы, где учитель следит за любым видом списывания, и перейти к новому формату, в которых полученные знания и навыки применяются для решения творческих задач. Да, это займет больше времени, но результат того стоит.
Дистанционное обучение дало нам возможность посмотреть на образование по-новому. Мне очень нравится комфортная обстановка вокруг, когда ты дома, но в то же время на уроке. Плюс стало заметно больше времени. А еще ты можешь оперативно связаться с учителями и одноклассниками. Минусы, конечно, тоже есть. Но все они, в основном, связаны с техническими моментами. Например, Skype иногда не выдерживает, когда участников беседы становится много. Но в целом, отличный опыт. Учимся дальше.
Дистанционное обучение выводит всех на новый уровень взаимодействия друг с другом, а еще дает лично мне как учителю возможность сконцентрироваться на оттачивании с детьми навыков, вынося основной массив материала за скобки. Такой формат прекрасно подходит к концепции «перевёрнутого класса», и на уроке остаётся просто расставить акценты в материале.
Занятия получаются очень разнообразными и насыщенными: работаем с видеоматериалами, презентациями, расшифровками — "Видеорок", "Инфоурок". Я кидаю ребятам в чат ссылки на интерактивные задания на порталах "Арзамас", "Дилетант". Выполняем с ними интерактивные задания в "Learning apps" и РЭШ.
Еще одна из радостей для учеников - пока не планируется контрольных, только самостоятельные работы. Например, уже попробовали в действии карточки: кидаю их в чат, дети скачивают и выполняют задания прямо в этом документе. Затем фотографируют и присылают мне личным сообщением в Skype. Кажется, пока у нас все отлично получается.