Найти в Дзене
NEYROLOGIKA.RU

Техника избавления от фобий и травм, заменившая год психоанализа

Изображение с сайта alev.biz
Изображение с сайта alev.biz

Это одна из классических техник НЛП, позволяющая избавиться от груза прошлого, снять эмоциональную значимость травмирующих переживаний или (в немного адаптированном варианте) избавиться от фобий и страха будущего.

Когда-то, более двадцати лет назад, эта техника очень помогла мне самому освободиться от болезненных воспоминаний и оставить прошлое в прошлом. Именно тогда я впервые познакомился с НЛП на практике и оценил его преимущество перед многими направлениями психологии, где процесс избавления от переживаний зачастую проходит долго, болезненно и неэффективно.

Я часто использую эту технику в работе с клиентами, но один случай запомнился мне особенно. Поскольку история полностью обезличена (в тайне остается не только личность клиента, но даже город его проживания), думаю, будет этично рассказать суть работы - ведь это может помочь многим с подобными запросами.

Однажды ко мне обратился мужчина, у которого за год до этого буквально на руках умер брат: они вместе присутствовали на свадьбе, вместе отправились покурить, но клиент немного задержался, и брат вышел на несколько минут раньше него. Но за это время какие-то подонки успели до смерти избить его брата, и он уже умирал.

Это не только создало глубокую эмоциональную травму, но и сформировало сильнейший комплекс вины - ведь, казалось бы, выйди он чуть раньше, был бы шанс спасти брата... После этого он год ходил к психоаналитику, безрезультатно. А затем обратился ко мне.

Мы сделали только одну технику, и... его отпустило. Прошлое осталось в прошлом, и появились силы жить дальше.

Изображение с сайта culture.ru
Изображение с сайта culture.ru

Техника называется "Визуально-кинестетическая диссоциация", но иногда ее называют просто "Кинотеатр".

1. Представьте себе, что вы находитесь в кинотеатре и сидите в первом ряду в пустом зале. Вы знаете, что скоро будут показывать фильм - фильм про вашу жизнь, но пока перед вами просто белый экран.

2. Представьте, что вы выплываете из своего тела и переноситесь на несколько рядов назад. Теперь вы смотрите на себя, смотрящего на пустой экран.

3. Затем снова перенеситесь на несколько рядов назад и посмотрите на себя, смотрящего на себя, смотрящего на пустой экран.

4. Затем снова выплывите из своего тела и перенеситесь в последний ряд - теперь вы смотрите на себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя, смотрящего на пустой экран. Все это делается для того, чтобы максимально диссоциироваться от переживаний.

5. Затем представьте, что вы перенеслись в рубку оператора. Вы вообще не видите, что происходит в зрительном зале, но знаете, что сейчас там начнется фильм. Вы это почувствуете. И вы почувствуете (или вам сообщат), когда он закончится.

6. Почувствуйте, что фильм начался. Пусть он идет столько, сколько потребуется. Вы не знаете, что происходит на экране, да и не зачем вам это знать. Затем почувствуйте, что он завершился. Затем войдите в зрительный зал, посмотрите на экран, на котором изображен застывший кадр - вы в настоящем моменте.

7. Войдите в этот кадр, вживитесь в него. И представьте, как кто-то включил пленку на обратную перемотку, и она, вместе с вами, начала отматываться назад: в результате все, что произошло, исчезает, вся еда, которая была съедена, вылетает обратно, слова, которые были сказаны, исчезают, и их никогда и не было... Перемотка останавливается, когда отмотаны все травмирующие моменты.

Важно! Мы начинаем и заканчиваем перемотку фильма не тех моментах, когда у вас (уже или еще) все хорошо.

8. В принципе, на этом можно завершить технику, прочувствовав, что перед вами открывается возможность прожить (или начать) все заново. Но, если хотите, вы можете отредактировать сценарий и прожить ассоциированно его в том виде, который будет для вас комфортен - так вы сможете добавить ресурсы в прошлое и сформировать для себя ту модель прошлого, которая будет для вас более комфортна.

Конечно, вы будете знать, как все было на самом деле, но чувствовать себя будете совершенно иначе. Кроме того, зачастую можно изменить лишь некоторые нюансы, которые оставят общую картину совершенно правдивой, но полностью изменят ее смысловую наполненность.

9. Если вы хотите проработать фобии или страх будущего, войдите в картину после того, как она остановится на моменте в будущем, когда вы уже справились со всеми трудностями и у вас уже все хорошо, и работайте по этому алгоритму.

P.S. Иногда это кажется магией, иногда мне самому трудно поверить, что такие простые техники могут давать настолько сильные результаты. Но мой личный опыт и опыт моих клиентов говорит о том, что магия НЛП реальна.