Найти тему
Твой Информ

Круговорот снеговиков в природе, или Философия старой сказки

Оглавление

Театр кукол в очередной раз создал спектакль: детскую сказку, которая может очаровать взрослых. Причем – два спектакля в одном: на русском языке он называется «Солнышко и снежные человечки», а на тувинском «Хорло». Название на тувинском языке больше передает смысл сказки, название на русском языке – содержание.

Вот они отдают Зайцу свои носы-морковки. Многие ли способны на такую жертвенность? И не случайно ли опушка на капюшонах курток кукловодов издалека кажется нимбом?
Вот они отдают Зайцу свои носы-морковки. Многие ли способны на такую жертвенность? И не случайно ли опушка на капюшонах курток кукловодов издалека кажется нимбом?

Старая сказка

Это старая сказка румынского автора М. Кремене. По этой сказке делали мультфильмы и диафильмы, в разное время издавали красочные книги. Но в Тувинском театре кукол у этой старой сказки появился немного другой смысл. А может, тот же самый, просто переставили акценты?

Давайте вспомним суть сказки. Снеговикам сказали, что скоро наступит весна, придет Солнце и они все растают. Погибать никому неохота, и они идут сами к Солнцу, чтобы отговорить его приходить в те места, где они живут. Снеговики идут по лесу, встречают голодную Белку, которая не может отыскать под снегом орехи и ждет весну, потом Медвежонка, который тоже ждет-не дождется теплых деньков. А несчастному Зайчику они даже отдали свои носы-морковки, чтобы поддержать беднягу. И они понимают, что все в лесу ждут солнца. Тогда они решают позвать Солнце, чтобы оно скорее приходило. Они передают эту просьбу вороне, которая явно сможет долететь до Солнца быстрее, а сами остаются на своих местах. Приходит Солнце, Снеговики тают, но не исчезают - на их месте вырастают чудесные подснежники.

Это очень краткое изложение сказки. Но надо слышать, как Белочка поет: «Ни шишек и ни желудей не ела я три дня! Вы похожи на людей, спасите вы меня!». Надо видеть, как голодный Заяц упрашивает их дать ему морковку, как они сначала отказываются, а потом понимают, что надо спасать ушастого. Надо видеть, как они принимают за Солнце всех, кого встречают, и выясняют, кто кого должен бояться.

-2
Вообще – надо видеть – потому что снеговики очень милые и очаровательные, такие интересные куклы получились.

А еще надо видеть – тувинскую составляющую, которая как раз и дает сказке новое звучание.

Около оваа

Сама сцена заключена в некоторую рамку, которая составлена из деревьев, сугробов и гор. Но есть и еще одна рамка – конкретная рамка, как рама для картин. На этой раме изображены тамга (печати, символы, клейма) всех родов тувинцев. Их сразу не различишь, только потом – если внимательно приглядеться. Но впечатление того, что дело происходит в Туве, появляется с самого начала. И только потом доходит – да ведь в центре сцены оваа!

Белку, как и других кукол, достают прямо из оваа
Белку, как и других кукол, достают прямо из оваа

Сакральное место, обозначенное пирамидой из камней, в данном случае обозначено пирамидой из снежных шаров. Может быть, это камни, покрытые снегом? Но тела самих снеговиков тоже сделаны из таких же шаров. Вот это единство – снеговиков и оваа дает изначальный настрой. На оваа есть шест с чалама – разноцветными лентами, и на деревьях вокруг они тоже повязаны.

Хорло

«Хорло» - буддийское понятие, символизирующее вечность, солнце, круговорот жизни. Оно же - «колесо дхармы», «колесо закона» и даже «круг знания». А еще это - символ дхармы, учения Будды о пути к просветлению. Ничего не исчезает просто так, все перерождается. Ну да, и Снеговики «переродились» в подснежники. Конечно, история со Снеговиками – сказочная, но смысл в ней тот же.

Оваа сложено из таких же снежных шаров, как и тела Снеговиков
Оваа сложено из таких же снежных шаров, как и тела Снеговиков

На сдаче спектакля Снеговики оставались «живыми» и стояли в ослепительных лучах солнца. Режиссер, Аржаана Дамдын, сказала, что, может быть, не надо им таять. Может быть, не надо детей расстраивать гибелью полюбившихся персонажей? Конечно, Снеговиков жалко, но тогда теряется смысл названия на тувинском языке – «Хорло». А ведь все оформление было заточено именно на «круговороте Снеговиков». Да и как противостоять законам природы? Не могут снеговики стоять летом!

В общем, после долгих и серьезных «разборок» решили Снеговиков растопить. И вернуть «историческую правду» в виде подснежников, которые вырастут на том месте, где они стояли.

Нимбы?

Оформление спектакля можно рассматривать без конца и находить в нем все новые детали. Вот, например, кукловоды были не в традиционных черных костюмах, которые делают их незаметными, а в синих курточках с капюшонами, по краю которых - белая меховая оторочка.

Когда свет на сцене не слишком яркий, фигуры кукловодов малозаметны, а оторочка кажется нимбом над головами Снеговиков. Кстати, сами Снеговики говорят: «Не надо думать только о себе. Мы похожи на людей, значит мы почти что люди». Но они, в какой-то степени и больше, чем люди – их самоотверженность действительно велика. Они не только отдали свои носы-морковки, чтобы спасти Зайца от голодной смерти, они сами посылают Ворону за Солнцем, зная, что погибнут – растают в ярких жарких лучах. Может быть, и впрямь «нимбы» были не случайными? Ведь они сознательно пожертвовали собой ради жизни в лесу.

Аржаана Дамдын – главный «виновник» круговорота снеговиков. На переднем плане – Начын Шалык
Аржаана Дамдын – главный «виновник» круговорота снеговиков. На переднем плане – Начын Шалык

Ну, чтобы слишком долго об этом больше не говорить – художником постановщиком был Начын Шалык, Народный художник Тувы, главный художник Национального театра и Театра кукол.

Все знают, что он в самые, казалось бы, простые эскизы ухитряется вписать столько символов и разных смыслов, что любой его рисунок надо читать долго, как книгу. А уж тем более много смыслов вписывает – в оформление спектаклей.

Дипломный спектакль

«Солнышко и снежные человечки» – это дипломный спектакль Аржааны Дамдын. То есть, по сути, первый ее спектакль как режиссера. Первое образование у нее – артист-кукловод, в этой ипостаси мы ее видели часто. А вот как режиссер она показала себя впервые. И потрясающе удачно показала! Кроме основной крепкой линии было очень много маленьких режиссерских находок, которые сделали спектакль более забавным. И более поучительным тоже.

Айлане Кужугет – театральному критику, постановка очень понравилась. Один из немногих случаев, когда она не нашла погрешностей и несостыковок. На заднем плане Айдыс Чадамба. Белка, Заяц, Медвежонок и Ворона – все вместе – это он. Слева – Виктория Монгуш, руководитель литературно-драматической части, с сыном, которому тоже очень понравилась сказка
Айлане Кужугет – театральному критику, постановка очень понравилась. Один из немногих случаев, когда она не нашла погрешностей и несостыковок. На заднем плане Айдыс Чадамба. Белка, Заяц, Медвежонок и Ворона – все вместе – это он. Слева – Виктория Монгуш, руководитель литературно-драматической части, с сыном, которому тоже очень понравилась сказка

Кстати, одним из основных кукловодов в этой постановке был тоже артист-кукловод, который относительно недавно стал режиссером – Айдыс Чадамба. Он ловко вынимал прямо из сердца оваа Зайчика, Белочку и Медвежонка и говорил за них наразные голоса. Белка в его исполнении и пела и говорили исключительно женским голосом, ни разу не сорвалась, Медведь – рычал, Заяц – шепелявил. Белая Ворона, которая полетела звать в гости Солнце, – это тоже Айдыс.

Пожалуй, он только само Солнце не сыграл, и то потому, что солнце было не куклой, а только взрывами-переливами разных снопов света.

А вот интересно, почему Ворона была белой? Как кажется, это еще одно зашифрованное послание от Начына Шалыка. Самое простое – это потому, что она живет на белом оваа. Но здесь могут быть и другие смыслы.

Только половина?

Сейчас спектакль на русском языке уже совсем готов, и его на прошлой неделе показали первым маленьким зрителям. Хотя надо бы и взрослым! Папы и мамы с удовольствием бы посмотрели его, но размеры зрительного зала театра кукол этого пока не позволяют.

А вот спектакля на тувинском языке еще нет. То есть, конечно, артисты – двуязычные, вполне могут и на тувинском языке сказать то, что говорили на русском. А вот спеть пока не удастся. Еще идет работа и над словами, и над музыкой. В тувинском варианте музыка будет немного другой – с элементами тувинских народных песен.

Так что пока смотрим только спектакль «Солнышко и снежные человечки», а постановку «Хорло» увидим чуть позже. Но уже понятно, что это тоже будет очень интересный спектакль.

А пока поздравляем Театр кукол с новой постановкой, а Аржаану Дамдын – с дебютом в качестве режиссера.

И. Качан

Ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь канал "Твой Информ" в инстаграм, Вк и Фб . Читайте больше интересного о Туве!