Найти тему
Блог Николаича

Что скрывает станция «Московская»

Многие наблюдательные пассажиры, проезжая по Московско-Петроградской (второй, синей) линии Петербургского метрополитена, замечают, что сразу за станцией «Московская», если ехать в сторону «Звёздной», слева по ходу поезда имеется ответвление с рельсами в сторону, где постоянно горит свет. Этот же тоннель видно, если ехать от «Звёздной» к «Московской». Зачем построен этот тоннель? И куда ведёт он?

Третий станционный путь (оборотный тупик) станции «Московская».
Третий станционный путь (оборотный тупик) станции «Московская».

Ответ кроется в далёком 1969 году, когда при строительстве станции метро «Московская» первоначально не должно было быть оборотного тупика, только противошерстный съезд между главными путями.

Приблизительная схема. Условные обозначения: синим цветом - 2 линия метро; зелёным цветом - оборотный тупик; пунктиром - разобранный съезд.
Приблизительная схема. Условные обозначения: синим цветом - 2 линия метро; зелёным цветом - оборотный тупик; пунктиром - разобранный съезд.

Затем проект пересмотрели в пользу тупика и выполнили переборку со смещением 1-го пути в сторону. В 1969 году, вместе со станцией «Московская», был открыт и тупик, в том виде, как он выглядит сейчас.

Обратили внимание на картинку, находящуюся посередине моей схемы?

Это ещё один интересный объект, к сожалению, не получивший распространения и попытки дальнейшего использования.

Фото: интернет
Фото: интернет

В тупике впервые в Ленинграде была опробована автоматическая система пожаротушения (в тоннель под давлением через форсунки нагнеталась пена, которая тушила бы горящий состав), которая себя, к сожалению, не оправдала. 

Фото со стороны тупика
Фото со стороны тупика

Сейчас в тупике остались только остатки системы управления пожаротушением (СУП).

Система прикрыта решёткой и стальным листом, на котором вот такое стихотворение, которое, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Если ехать от «Звёздной» к «Московской», то оставшийся щит, и саму систему пожаротушения видно из окна, слева, по ходу поезда.