17 марта 2020 г. в Москве на 78 году жизни умер великий русский писатель Эдуард Лимонов (Савенко). Его жизнь, если применить формулировку Борхеса, – образец писательского удела.
Вырос Лимонов в Харькове. Писал стихи. Женился. Переехал с первой женой в Москву. Входил в группу «СМОГ» (Самое молодое общество гениев), публиковаться не получалось, хотя, как он писал потом в одном из рассказов, был очень счастлив в эти годы. Впрочем, его поэзия – сильно на любителя. Со второй женой в 70-х эмигрировал в США.
В Италии, в ожидании решения властей, за короткий срок, около месяца, написал два десятка статей и потом опубликовал их в эмигрантской прессе. Так началась его публицистика, талантливая, интересная, он еще напишет много публицистических книг.
В Нью-Йорке жил на пособие, перебивался случайными заработками. Жена его бросила. Отступать ему совсем было некуда. И Лимонов написал первый свой роман «Это я, Эдичка», полный любви, отчаяния и энергии, нащупав свой основной стиль – писать о себе, о своей жизни, размашисто и брутально. Получилась эгобеллетристика высочайшего качества (по крайней мере, в первом романе). Другой классический роман отчаяния, «Голод» Кнута Гамсуна, может показаться энергетически несколько вялым на фоне первого романа Лимонова.
В 80-е годы становившийся все более известным писатель жил в Париже со своей третьей женой, певицей Натальей Медведевой. Об этом периоде жизни у Лимонова есть книга «Укрощение тигра в Париже», а у Медведевой, соответственно, – книга «Моя борьба». Мера таланта, конечно, сильно разнится.
В 90-е годы Лимонов вернулся в Москву, окунулся в политику. К этому периоду, например, относится занятная книга «Лимонов против Жириновского». Создал Национал-большевистскую партию, позже запрещенную. Отсидел. Вышел. Женился. Его последняя жена, Екатерина Волкова, родила ему двоих детей. Много писал и издавал книги, они хорошо расходились. До последних дней жизни активно вел свой блог в «Живом Журнале». Последний пост – «Я заключил договор на новую книгу» от 13 марта 2020 г., за несколько дней до смерти.
В последние годы Лимонов выглядел как гуру, с клиновидной мушкетерской бородкой, более длинной, чем у Троцкого. Его приглашали на ТВ, я видел однажды, как он выступал на каком-то телешоу, мудро отвечая на актуальные вопросы современности, озвученные ведущим, пребывающим по отношению к писателю в глубоком почтении.
Собственности и своего жилья не имел. Всю жизнь жил на съемных квартирах. Вся моя собственность – портфель с рукописями, сообщал он.
Обладал, кроме писательского, и другими талантами. В свое время шил брюки и даже пиджаки. На одном фото, которое визуально производит сильное впечатление, молодой Лимонов стоит в пестром пиджаке, самолично сшитом из кусков ткани, руки – в карманах этого пиджака, а у его ног сидит обнаженная его вторая жена.
Издавал маргинальную, эпатажную, нонконформистскую, полную драйва и при этом достаточно высокоинтеллектуальную газету «Лимонка» – икону стиля, если такие слова применимы по отношению к газете. В «Лимонке» публиковался, например, известный философ Дугин. По городам и весям газету развозили ее распространители. В один из дней некий молодой человек вручил мне несколько номеров этой газеты прямо в автобусе в Уфе, около остановки «Центральный рынок». Я прочел эти номера с первой до последней строчки и хохотал от восторга и переполнявших эмоций. Вот на каком примере надо воспитывать журналистов-газетчиков!
Лимонов написал много книг. Не все они равного достоинства. Но лучшие из них последующие поколения читателей будут читать и перечитывать с наслаждением. Потому что это – настоящая литература.
Высшую оценку сам Лимонов где-то сформулировал так: я бы хотел написать такую книгу.
Лично я рекомендую к прочтению, кто не читал, романы «Это я, Эдичка», «Молодой негодяй», рассказы «Когда поэты были молодыми» и «Между белыми». Это классика. Знакомство с современной русской литературой без лучших вещей Лимонова всегда будет неполным.
Публицистику Лимонова так же можно читать с интересом и удовольствием, например, достойна внимания книга «Дисциплинарный санаторий».
Именем Лимонова можно смело называть теперь улицы, размещать на домах, где он жил, мемориальные доски, ставить бюсты и памятники. Почему бы и нет?
Эдуард Лимонов умер в один день с вдовой первого космонавта Юрия Гагарина. Уходит целая эпоха. Книги и память остаются.
Александр ЗАЛЕСОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!