Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

В чем Баку/Азербайджан был первым

Оглавление

Не знаю почему, но у российского обывателя, особенно средних лет, сформировалось впечатление, что Азербайджан/Баку/азербайджанцы находятся где-то на задворках цивилизации.

Я с этим мнением постоянно сталкиваюсь в комментариях, и выслушиваю, когда бываю в России.

Не от всех конечно. Люди образованные, коих среди россиян большинство, далеки от этого. Но в быту, где-нибудь в общественном транспорте или в магазине, слушать нелицеприятные вещи приходилось.

Поэтому у меня возникла мысль написать статью о последних 100-150 годах развития Азербайджана. О его прорывах. О том в каких отраслях/областях он был первопроходцем.

В каких областях развития Баку был первым?

Я заранее извиняюсь перед знатоками вопроса. В Сети, я не нашел ресурса, где бы подобные сведения были собраны в одном месте. Поэтому информация может быть не полной.

1846-1847 годы. Первая промышленная нефтяная скважина в мире

Она была пробурена на Биби-Эйбатском месторождении, в пригороде Баку, На 13 лет раньше американской скважины в Пенсильвании.

Точнее, было пробурено две скважины. Одна дала воду, а вторая нефть.

14 июля 1848 года с нее была получена первая промышленная нефть.

Сейчас она находится практически в черте города:

В 2017 году вышка и качалка (на заднем плане) были отреставрированы
В 2017 году вышка и качалка (на заднем плане) были отреставрированы

1877-1878 год. Первый в мире самоходный нефтеналивной танкер

Назывался он "Зороастр" и принадлежал братьям Нобелям.

Транспортировал керосин из Баку в Волгоград (Царицын).

Танкер Зороастр
Танкер Зороастр

1896 год. Первая в мире светская гимназия для девочек-мусульманок

Идея создания школы принадлежит действительному статскому советнику, миллионеру и меценату, Гаджи Зейналабдину Тагиеву.

Первая его попытка, еще при Александре III, не привела к успеху. На прошение к императору был получен отказ. Поэтому повторную просьбу, Тагиев отправил уже после его смерти. Обратившись за содействием к Александре Федоровне, готовящейся к коронации вместе с Николаем II.

Мусульманская гимназия в Баку
Мусульманская гимназия в Баку

А уже в 1900 году, Александринская женская мусульманская гимназия переезжала в шикарное здание построенное Тагиевом за 184 000 рублей.

Здание бывшей гимназии сегодня
Здание бывшей гимназии сегодня

1913 год. Первая оперетта на мусульманском Востоке

Это была оперетта "Аршин мал алан" Узеира Гаджибекова.

Название взято с характерного выкрика уличных торговцев тканями в Баку. В русском переводе ее часто представляли, как "Продавец товара" или "Неудачная женитьба".

25 октября 1913 года в Баку состоялась премьера, где присутствовал наместник Императора, а уже на следующий день было получено разрешение на постановку на сценах Кавказа (от его Канцелярии):

Разрешение
Разрешение

Оперетта очень быстро стала популярной. Сначала на Кавказе и России, а потом во всем мире.

Бакинская труппа
Бакинская труппа

В Баку, также была поставлена первая на мусульманском Востоке опера ("Лейли и Меджнун" 1908 г.) и первый балет ("Девичья башня" 1940 г).

1918 год. Первый парламент и первая демократическая Республика на мусульманском Востоке

27 мая 1918 года представители Азербайджана на Закавказском сейме приняли решение о образовании Временного Национального Совета Азербайджана, ставшим первым прототипом парламента в провозглашенной на следующей день Азербайджанской Демократической Республике. (Была принята Декларация Независимости.)

Правительство АДР
Правительство АДР

19 ноября 1918 года был принят закон об образовании Парламента. По нему, депутатские мандаты распределялись пропорционально национальному составу Республики:

120 депутатских мест в парламенте были распределены следующим образом: мусульманское население – 80, армяне – 21, русские – 10, немцы, евреи, грузины и поляки – по одному месту.

7 декабря 1918 года были проведены первые полноценные демократические выборы в странах Востока.

Заседание Парламента
Заседание Парламента

Парламент, как и сама Азербайджанская Демократическая Республика, просуществовали еще 17 месяцев, с 7 декабря 1918 г. до 27 апреля 1920 г.

28 апреля, 11-я Красная Армия привела к власти большевиков.

1926 год. Первая электричка в СССР

Пригородная железная дорога существовала в Баку с 1880 года. До 1924 года, как и по всему Союзу ее обслуживали паровозы. Но в этом году была модернизирована Биби-Эйбатская электростанция (позже ГРЭС им. Красина), после чего появились излишки электроэнергии.

Бакинский городской совет принял решение перенаправить их на электрификацию железнодорожного сообщения. Был подготовлен проект и отправлен в Москву на утверждение.

Так как ни подходящего оборудования нигде еще не было, пришлось заказывать его по частям из разных мест. Основу — 14 электро-вагонов заказали на Мытищинским вагоностроительным заводом. Внешне они очень напоминали трамваи.

Первая электричка в СССР (Баку)
Первая электричка в СССР (Баку)

В Москве электрички появились в 1929 году.

1949 год. Первая в мире морская нефтяная платформа и первый город на сваях в открытом море

В 42 километрах от столицы Азербайджана, в открытом море, было обнаружено большое месторождение нефти. О нем было известно еще в 30-х годах, но на тот момент не было, ни технологий, ни средств для его освоения.

В 1949 году было принято решение о начале освоения. Первые две буровые устанавливались на деревянных сваях и представляли собой разрозненные островки. Но буровые надо обслуживать, где-то хранить сопутствующее оборудование. И принимается решение подзатопить несколько судов.

Первая вышка
Первая вышка

Одним из первых стала вышеупомянутая баржа "Зороастр".

Образовалось два металлических островка, которые в 1952 году были соединенны эстакадой.

50-е годы
50-е годы

Дальше все пошло по нарастающей:

1958 г. — строительство поселка "Нефтяные камни" из 16 двухэтажных домов. Здесь же располагаются котельная,электростанция, производственные помещения, больница и т.д.

Первые жилые постройки сегодня
Первые жилые постройки сегодня

К 1975 году это уже город. С девятиэтажным жилым комплексом, двумя пятиэтажными общежитиями, своим хлебозаводом и парком с деревьями.

До 1986 года построено еще три пятиэтажки, установка биологической очистки воды, столовая, еще одна больница, газомазутные станции и т.д.

Жилая часть города
Жилая часть города
По состоянию на 4 января 2018 года Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает 350 километров.
Между платформами осуществляется автомобильное сообщение
Между платформами осуществляется автомобильное сообщение

(Продолжение следует)