Самый важный процесс, который запустила эпидемия коронавируса – закрытие национальных границ. Пока что этот процесс касается перемещения граждан, но в перспективе коснется и товарных потоков. Затем схлопнется сфера услуг и прочие постиндустриальные сферы экономики, на которые сделали ставки «развитые страны». В результате не удел оказались миллионы работников в странах G7, которые попросту не нужны в условиях карантина.
Это означает, что в Украину возвращаются заробитчане из охваченных пандемией коронавируса стран. На границе с Польшей колонны автобусов, в которых нет даже стоячих мест, за место в автомобиле просят 100 долл. Нет ни одного теста на коронавирус, только пограничники опрашивают о состоянии здоровья и иногда измеряют температуру дистанционными термометрами. На вопросы неравнодушных граждан силовики отвечают, что присутствие медиков в зоне пограничного и таможенного контроля не предусмотрено. Однако помимо опасностей эпидемиологического характера массовое возвращение заробитчан таит и экономические риски.
Согласно статистике Нацбанка в 2019 году заробитчане привезли в Украину более 12 млрд. долл. (для сравнения доходная часть бюджета страны в том же году – 40 млрд. долл.) И практика показывает, что эти деньги обычно оперативно тратились, то есть накоплений у этих людей чаще нет, чем есть. В нынешний реалиях, мы получим не только новые миллионы безработных, которые не смогут временно ездить в Европу, но и уменьшение финансовых потоков по этому каналу. Это новые вызовы для власти, как по экономическому направлению, так и по социальному.
Насчет реформы Супрун ничего говорить не нужно, каждый из нас ощутил ее результаты на себе, но ситуация такова, что пока ты не заболел, твои шансы умереть примерно равны среднемировым. Но как только понадобилась квалифицированная медицинская помощь, именно в Украине шансы выжить катастрофически уменьшаются по причине недееспособности власти и полного развала разворованной системы здравоохранения.
Может хоть теперь власти поймут ценность эффективного государства и необходимость умерять собственную алчность? Всегда будут случаи, когда нельзя просто сесть на самолет и улететь от страны и ее проблем.