Человеку непосвященному, может показаться, что молодые были влюблены друг в друга. Иначе зачем проводить тайное венчание? Но люди знающие ситуацию, прекрасно понимали — брак совершался исключительно в политических интересах. Отец Фердинанда, король Арагона Хуан Энрикес видел в этом перспективу объединения с Кастилией. Что же до юной Изабеллы, то и с ее стороны имелся строгий расчет.
Принцесса не желала быть пешкой в чьих-либо руках и хотела сама быть хозяйкой своей судьбы. Хотя на самом деле инициатива венчания исходила от архиепископа Каррильо и ее духовника – аббата Томаса де Торквемады, под влиянием которых девушка находилась.
Взвесив все «за» и «против», Изабелла прежде всего согласилась на брак со своим троюродным братом потому, что он готов был жить в Кастилии, чтить законы ее страны и не принимать никаких решений без ее ведома.
История бракосочетания напоминает настоящий детектив. Свите молодого Фердинанда до места пришлось добираться инкогнито, переодевшись купцами. Ну а богобоязненная Изабелла, не боясь греха, просто-напросто обманула всех. Она объявила, что ей требуется навестить больную мать и под этим предлогом отлучилась из дворца.
«Сваты», надо полагать, они тоже рассчитывали получить личную пользу от брака, не обманули ожиданий Изабеллы. Жених ей сразу понравился. Он был полной противоположностью юной невесте. Признанный красавец с черным, как смоль волосом, смуглой кожей, карими глазами... Наличие бастардов не смущало. Значит, не бесплоден, как ее старший братец.
Потом свидетели бракосочетания рассказывали, что во время обряда, принцесса отказалась следовать протоколу. При встрече Фердинанд обязан был поклониться и поцеловать ей руку, демонстрируя подчиненное положение Арагона к Кастилии.
- Мы равные, – мудро сказала невеста, жестом остановив его порыв, – и встретимся как равные, пусть это будет счастливым началом нашего союза!..
Однако, в заключении брака имелось небольшое препятствие. Дело в том, что супруги приходились друг другу родственниками. Их дедушки, Энрике III Кастильский и Фердинанд I Арагонский были родными братьями, так что требовалось разрешение папы Павла II. Но тот отказался, побоявшись резкого осуждения со стороны Энрике, а также Франции и Португалии. Тем не менее свадьба состоялась, необходимый документ был просто напросто сфабрикован. 1 декабря 1471 года его подписал уже новый папа Сикст IV.
Свадьба
Реакция Энрике была вполне предсказуема. Он объявил сестру нарушившей договор и лишил права на престол. Зря, конечно, сделал. Ибо сторонники Изабеллы поднялись в защиту ее прав, и вновь началась междоусобная борьба.
Но тут Энрике внезапно умирает и кортесы признают Изабеллу королевой, хотя и небольшим условием. Было принято постановление, что управление государством должно принадлежать исключительно Изабелле и участвовать в нем Фердинанд может лишь как ее уполномоченный. Однако акты о назначении на должность и произнесение судебных приговоров должны совершаться от имени обоих супругов; имена их должны чеканиться на монетах, но казна и войско Кастилии и Леона находятся в исключительном распоряжении Изабеллы.
В официальном союзе у супругов родилось 10 детей. Из них выжили только четыре дочери и один сын – Хуан Астурийский, умерший в возрасте 19 лет. Еще двое бастардов, не считая тех, кто появились до брака, у короля имелось на стороне.
Часть первая по ссылке.
Часть вторая по ссылке.
Часть четвертая по ссылке
Окончание по ссылке
Публикация по теме: Странная судьба кастильской королевы