Найти тему
Секреты Старого Китая

О яншэнсюэ и оздоровительных практиках в наше непростое время

君子对青天而惧,闻雷震而不惊;
履平地而恐,涉风波而不惧
Благородный муж боится ясного неба, но не шарахается от звука грома;
С опаской ступает по ровной земле, но не боится переправляться сквозь бурю и волны
Нашел я этот отрывок в известной книге 16 века "遵生八笺" (8 писем следования жизни). Между прочим, книга посвящена "взращиванию жизни" и долголетию.

Сегодня столкнулся в метро с давним товарищем по восточным боевым искусствам, пообщались с ним по дороге на тему событий наших дней, включая истерию с вирусом, закупкой туалетной бумаги с гречкой и прочими типичными проявлениями социума. И в качестве итога отлично подходит вот этот отрывок в эпиграфе, что разместил Rustem Girfanov у себя в фэйсбуке. Дальше можно не читать :) , но суть нашей беседы я всё же изложу для тех, кто как и мы когда-то давным давно пришел в залы ещё советского карате, вдохновившись многочисленными фильмами о восточных единоборствах, где Герои защищали Добро, борясь со Злом.

-2

Что интересно, гонконгские боевики, хоть снимались понятными современному зрителю, во многом отталкивались от традиционных китайских романов в стиле у-ся ( 武侠 wǔxiá), основой которых всегда было очень специфичное явление китайской культуры, известное нам как Мир Цзянху(江湖 jiāng hú). Дословный смысл этого термина означает:

скитаться по озерам и рекам, уединиться в глуши (в провинции), стать отшельником

Однако позднее его стали использовать в переносном же значении, означая противостояние конфуцианскому социуму, выход из-под контроля вездесущего чиновничье-бюрократического аппарата. В дальнейшем к нему относили отшельников, ушедших от суеты обыденной жизни. Но затем Мир Цзянху стал почти синонимом понятия У-линь (武林wǔlín), так называли сообщество занимающихся боевыми искусствами и их окружение. Но есть важное различие между этими понятиями, особенно характеризующее в наше непростое время:

Человек Мира Цзянху по определению противостоит обычному, привычному нам социуму. Ему не близки проблемы и цели, чаяния и беды общества. Хотя этот Мир Цзянху в некотором роде всё же есть часть привычного нам социума, однако по сути своей человек рек и озер априори асоциальный, для него будет дикой сама мысль, что надо в панике бежать закупаться в магазин в дни кризиса - сам кризис для него время возможностей, а не бед.

-3

К чему это я? Именно отношение к самой такой ситуации, а главное поступки в это время - это хороший маркер для вас и ваших друзей, если занимаетесь восточными боевыми искусствами. Как правильно сказал мой товарищ:

Истинный практик боевых искусств либо уже изначально готов к этой ситуации как запасливый хомяк в голодную пору, либо ему глубоко на всю эту суету начхать!
-4

Пытливый читатель спросит:

А причем тут яншэнсюэ, искусство взращивание жизни?

А притом! Все проблемы - от головы и глупых мыслей, от паники и страха, суеты и беспокойства. У нас почему-то принято ставить знак равенства между яншэнсюэ и различными упражнениями типа цигун и нэйгун, хотя на самом деле-то яншэнсюэ - это образ жизни, где различные упражнения лишь малая толика этого учения, хотя и немаловажная.

И яншэнсюэ учит нас спокойно относится к непогоде и социальным проблемам (ещё раз внимательно читаем эпиграф, в нём сокрыт ответ на вопрос, что вынесен в заголовок), не забывать, что с точки зрения этой теории сытое и спокойное время всегда сменяется проблемным. Это не плохо и не хорошо, это просто закон развития общества, который учит нас, что за взлетом последует падение. И истинный муж спокойно относится к этому, но готовит себя (и свое тело, и свой ум) к этому. Особенно тогда, когда всё вокруг хорошо, спокойно и комфортно. Ибо когда всё полетит верх тормашками, будет уже не до этого. Время будет уже упущено. Это я не к тому, что прилавки с гречей и макаронами опустеют, я к тому, что ваш ум и тело не будут готовы к возможным последующим потрясениям.

Всякие напасти регулярно бывают, уже позабыта пандемия черной оспы и холеры, даже испанку уже забыли, хотя с тех минуло совсем совсем немного. Но многое было словно как в наши дни, о чем хорошо сказано в письме Скотта Фицджеральда с юга Франции, где он вместе с Хемингуэем переживал эпидемию испанского гриппа:

Дорогая Розмари!
День выдался текучим и безотрадным, словно подвешенным к небу в сетке. Спасибо тебе, что написала. Я вижу, как перед окнами карусель опавших листьев кружит вокруг мусорной урны. Это похоже на джаз по звуку. Пустые улицы. Как будто почти все горожане скрылись в своих квартирах, и небеспричинно.
Сейчас кажется модным избегать общественных мест. Даже баров, о чём я сказал Хемингуэю, за что он толкнул меня в живот. В ответ я спросил его, мыл ли он руки. Он их не мыл. И даже не думал отпираться. Он считает, что это обычный грипп. Интересно, кто ему такое сказал.
Администрация предупредила всех, что надо на месяц запастись необходимым. Мы с Зельдой купили красного вина, виски, рома, вермута, абсента, белого вина, хереса, джина и, упаси Господи, бренди, если понадобится. Прошу, молись за нас.
В задумчивости сидя на веранде, я наблюдаю за далёкой линией горизонта, скрытой в мутной дымке, и будто различаю неотступную кару, которая уже давно движется в нашу сторону.
И всё же в щербатом очертании закатных облаков замечаю одну-единственную полоску света, которая заставляет меня верить, что настанет лучшее завтра.
-5

Все подобные события были в истории человечества уже не раз, и ещё не раз повторятся.

В общем, берегите себя и своих близких, занимайтесь дыхательными упражнениями и физкультурой, не болейте и не впадайте в панику!

Дм. Моисеев, СПб - 2020