Как тяжел первый снег!
Опустились и грустно поникли
Листья нарциссов... (Басе)
Обострение японо-китайских отношений из-за многострадальной Коре в 1894 году привело к столкновению двух азиатских империй. Обе страны в это время проводили политику европейской модернизации.Только в Китае это была политика "самоусиления", усвоения европейских технологий при неизменности системы, а в Японии революция Мейдзи кардинальным образом изменила всю структуру общества и породила грандиозный пассионарный подъем.Несравнимо более богатый Китай имел возможность гораздо больше средств вкладывать в свой военный флот,только эти средства в значительной мере проходили через коррупционное решето.
В Японии же крайне ограниченные ресурсы распределялись очень тщательно с целью получить от них максимальную отдачу именно в развитии флота.Ввиду слабости местного судостроения корабли в основном строились за рубежом,хотя параллельно японцы осваивали европейские технологии и начинали строить небольшие корабли на своих верфях.
Провал "французского" периода в японском кораблестроении ознаменовался не только "изгнанием" Бертена,но и переориентацией на британские образцы. К началу очередного кризиса помимо трех "шедевров" Бертеновского гения основную силу японского флота,крейсерского по своему составу,составляла пара эльсвикских крейсеров типа "Нанива".
После начала войны с Китаем японское правительство приняло Срочную программу усиления флота. В поисках возможностей быстро увеличить свой флот,японцы обратили внимание на Южную Америку.
Там,в Чили , прозябал родоначальник эльсвикских крейсеров, бронепалубный крейсер "Эсмеральда". Отслуживший 10 лет на защите Чили крейсер стоял в очереди на капремонт и модернизацию,поэтому чилийское правительство охотно уступило его Японии.Японцы уже имели опыт сделок с чилийцами. В 1885 году они купили у них безбронный крейсер "Цукуси"(в Чили он был "Артуро Пратт").
Однако продажу боевого корабля воюющей стране чилийское правительство на себя взять не решилось и сделку в ноябре 1894 года оформили через Эквадор. Эквадор приобрел чилийский крейсер "Эсмеральда" за 220 000 фунтов стерлингов и продал его Японии за 300 тысяч.
Передача же крейсера покупателю состоялась 15 ноября на Галапагосских островах,куда он специально перешел из Вальпараисо. До Японии крейсер шел под флагом Эквадора(по личному приказу губернатора Гуаякиля , столицы республики).
Когда об участии правительства Кордеро ,тогдашнего президента Эквадора, в этой мутной сделке стало известно в самом Эквадоре,то оно было свергнуто в ходе вооруженного восстания. В апреле 1895 года батальоны "Флорес" и "Боливар" восстали,попытка подавить мятежников не удалась и Кордеро ушел в отставку ,писать стихи. Скандал получил название "продажа флага" и ,как оказалось,основную роль в нем играл эквадорский посол в Чили,через которого Япония покупала в нейтральных странах оружие для войны,в т.ч. и данный крейсер.
В состав Императорского флота крейсер был включен 15 ноября 1894 года и 8 января 1895 года был переименован в "Идзуми",в честь исторической провинции Японии на о. Хонсю.До Йокосуки крейсер добрался только 5 февраля 1895 года,когда японцы уже добивали в Вейхайвее остатки Бейянского флота. Принять участие в японо-китайской войне крейсер,которому еще требовались ремонт и модернизация ,не успел.Ему доверили патрулирование в корейских и северокитайских водах.
"Идзуми" прошел полную модернизацию с заменой котлов , артиллерии и торпедных аппаратов(было установлено 3 торпедных аппарата 356 мм).Сама же конструкция эльсвикских крейсеров японцам была уже знакома по "Нанивам",никаких сложностей в освоении не возникло.Результатом модернизаций был переход на скорострельную артиллерию.
В 1899 году старые казнозарядные 152 мм пушки Армстронг были заменены на 120 мм скорострельные орудия,для повышения мореходности боевые марсы были демонтированы.
В 1901-1902 годах на скорострельные 152 мм орудия заменили и 10 дюймовые пушки главного калибра, а торпедные аппараты стали 457 мм.Тогда же крейсер получил водотрубные котлы Никлосса.
21(или 31) марта 1898 года «Идзуми» был переклассифицирован в бронепалубный крейсер 3-го класса.
"Идзуми" IJN “Izumi” 和泉 (до 15.11.1894 года- чилийский Esmeralda) Armstrong Whitworth (Элсвик,Великобритания)Строительство начато 5 апреля 1881 года. Спущен на воду 6 июня 1883 года. Введён в эксплуатацию 15 июля 1884 года. В 1894 году продан Японии.Введён в эксплуатацию 15 ноября 1894 года. Выведен из состава флота 1 апреля 1912. Разобран в 1912
Водоизмещение 2920 т. (норм.),2.800 т в 1901 г Длина 82,29 м. Ширина 12,8 м. Осадка 5,64 м.
Бронирование-палуба: 13-51 мм (скосы 25-51 мм), , подача 25 ,щиты орудий: 37-51 мм,рубка: 51-мм
Двигатели-2 горизонтальные возвратно-поступательные паровые машины типа «компаунд»,4 двойных цилиндрических котла,5500 л. с. (после 1901 г. котлы Никлосса; 6.500 и.л.с.) Движитель 2 винта. Скорость хода 18 узлов проектная(на 5500 л.с),18,25 узлов максимальная(на 6083 л.с._). 400/ 600 тонн угля . Дальность плавания 2200 миль (10 узлов).Экипаж 298-300 человек(23 офицера).
Вооружение-2 × 254-мм /32 Мк I - IV ,6 × 152-мм /26 Mk II - VI ,2 × 57-мм QF 6 фунтовых Гочкис ,5 × 37-мм QF 2 фунтовых ,1 × митральеза Гарднера. Минно-торпедное вооружение-3 × 381-мм ТА (нос., 2 борт.) .
Вооружение "Идзуми" в 1904 году-2 × 152-мм /40 Мк VII ,6 × 120-мм /40 QF Мк I-IV ,2 × 57-мм ,6 × 47-мм QF 6 фунтовых Гочкис . 2 × пулемета. Минно-торпедное вооружение -3 × 457-мм ТА
"Армстронг" построил крейсер со стальным корпусом, с гладкой броневой палубой ,таранным форштевнем,двумя мачтами и двумя дымовыми трубами.Имел очень низкий надводный борт,что отрицательно сказывалось на мореходности.
Впервые по всей длине корабля шла броневая палуба толщиной 51 мм(над погребами),25 мм (над машинным отделением),12,7 мм в носу и корме.Защиту бортов в районе силовой установки обеспечивали угольные ямы и специальная водонепроницаемая переборка,образующая коффердам ,заполненный пробкой. По замыслу конструкторов пробка должна была придать кораблю дополнительную плавучесть при пробоине.
Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин двойного расширения производства R & W Хоторн, с четырьмя локомотивными котлами номинальной мощностью 6,083 л.с.
Проект предусматривал вооружение в виде двух 10 дюймовых казнозарядных пушек Армстронга Mk I - IV L / 30 в носовом и кормовом барбетах и шести 152 мм казнозарядных орудий Армстронга Mk II - VI L / 40 в спонсонах побортно. Кроме того было два QF 6 фунтовых скорострельных орудия Hotchkiss и пять 37 мм QF 2 фунтовых скорострельных морских пушек , а также картечница Гарднера. Проект также предусматривал кормовую торпедную установку, но это не было реализовано.
В 1899 г. вместо 6 орудий 152 мм /26 установили 6 скорострельных пушек 120 мм /40;
В 1901 г вооружение .: 2-152 мм /40, 6-120 мм /40, 2-57мм , 6-47мм , 3 ТА 457 мм)
После 1901 г. установлены котлы Никлосса,мощность силовой установки доведена до 6500 и.л.с..
Во время подавления восстания ихэтуаней в Китае в 1900 году "Идзуми" сопровождал транспорты с войсками и грузами в порты северного Китая , в т.ч. в Тяньцзин .
В русско-японской войне крейсер участвовал в составе 6-го боевого отряда 3-го флота ,задачей его была дозорная служба в Корейском проливе и блокирование действий Владивостокского отряда крейсеров.База отряда с 6 февраля 1904 года -порт Такесики на о. Цусима.
Звездный час "Идзуми" наступил 14(27) мая 1905 года,в первый день Цусимского сражения.Находившийся в дозорном охранении крейсер первым обнаружил русскую эскадру в Цусимском проливе и несколько часов сопровождал ее,в 5 милях по правому борту от русского флагмана,броненосца «Князь Суворов» ,подробно информируя Того о движении русских кораблей по радио(беспроволочному телеграфу).Сопровождавшие 2-ю Тихоокеанскую эскадру русские крейсера только отгоняли одиночными выстрелами назойливого японца.К сожалению ,отвлекаться на потопление древнего музейного экспоната русские корабли не стали. Глушить радиопереговоры японцев Рожественский тоже запретил.
Передав сопровождаемых на попечение основных сил Объединенного флота,"Идзуми" присоединился к своему 6-му отряду и принял скромное посильное участие в дальнейшем сражении.
В 13-50 по "Идзуми" открыл огонь крейсер “Владимир Мономах”, прикрывавший транспорты. Вскоре были отмечены попадания и пожары.Японский крейсер получил повреждения и потерял троих убитыми и семерых ранеными.
Вскоре после войны , в 1907 году, он был выведен из боевого состава и использовался как вспомогательный корабль.
1 апреля 1912 года "Идзуми" исключили из состава флота и сдали на слом.От корабля осталось лишь носовое украшение,которое можно увидеть на броненосце-музее "Микаса".
Вряд ли можно назвать удачным приобретение японцами старого крейсера под модернизацию. В боестолкновении он оказался совершенно бесполезен- "Владимир Мономах" ,между делом, накидал ему несколько гостинцев и "Идзуми" больше в первых рядах не показывался.К сожалению команды топить почему-то не было. Сразу после войны крейсер по-тихому списали,ремонт был явно нерентабелен.
С другой стороны японцы успешно использовали в качестве эскадренного разведчика 20-летний крейсер с 18 узловой скоростью на момент приемки.Такое возможно было лишь при полной пассивности русской эскадры.
Сам "Идзуми",в девичестве "Эсмеральда",корабль , безусловно,эпохальный. Родоначальник многочисленного семейства эльзвикских крейсеров,представленных во флотах чуть не половины стран тогдашнего мира.Низкая цена,мощное вооружение и высокая по тому времени скорость сделали его одним из самых популярных товаров на мировом рынке оружия.
Первая(чилийская) часть истории крейсера "Идзумо".
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.