Этот Великий Пост 2020 - целое испытание для верующих. Проверка их на "вшивость". Паника не приветствуется нигде и в церкви тоже. А меры профилактики не должны влиять на качество веры, а наоборот сопротивление мерам гигиены в современном мире не обоснованно.
Православная церковь давно обсеменена ритуалами, которые выдуманы "тёмными" людьми и не являются частью таинств.
В правила посещения церкви никогда не входили поцелуи икон, рук священника и многие другие вещи. Достаточно и поклонов с крестным осенением себя!
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обсудил с членами Священного Синода меры по профилактике коронавируса:
"По милости Божией пока еще не приходится говорить ни о какой эпидемии - есть какие-то отдельные случаи. Но тем не менее обсудить возможную реакцию нашей Церкви на более, конечно, позднем этапе этого явления будет бесполезно,"- «Интерфакс» приводит слова предстоятеля РПЦ.
- Кирилл назвал COVID-19 “очень непростым” и "коварным" заболеванием, но напомнил, что у церкви имеется «некоторый опыт работы в таких условиях».
" Я вспоминаю эпидемию холеры, которая очень взволновала тогда население, общественность и власти", - уточнил патриарх.
Он также отметил, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге предпринимаются «достаточно хорошо продуманные» меры, в том числе и в диалоге с церковью, чтобы заболевание не распространялось.
В Италии из-за коронавируса закрыли все церкви. В РПЦ говорили о возможности таких мер в России при эпидемии COVID-19. Протоиерей Димитрий Смирнов категорически не согласился с необходимостью подобной меры. Он подчеркнул, что россияне в Италии могут не подчиняться властям и посещать православные храмы, несмотря на запрет.
- А как евхаристию не совершать? Чума останавливалась от того, что люди начинали причащаться! – возмущался протоиерей.
Его мнение понятно и близко верующему человеку, но современный мир диктует свои законы и противиться не имеет смысла.
Веру нельзя понять здравым смыслом, но для того, чтобы приобщиться к церкви, к вере в такое непростое время, лучше не отпугивать новообращённых, избалованных одноразовыми приборами и посудой от сути. "Втянется" -врубится, а нет, так хоть претензий не будет, не спровоцируется лишний раз обсуждать церковь, костерить священников, хотя бы с этой стороны.
Священники каждый день совершают подвиг, общаясь с огромным количеством людей в малопроветриваемых помещениях. И если медицинский сотрудник считает всех людей потенциально больными, то тут ситуация наоборот, потому что священника в первую очередь интересует состояние души и греховность. А болезни, сниспосланные человеку уже вторичны. Господь может помиловать и снять болезни с тела, если излечится душа!
Давно на тему чумы читала, что где-то пытались закрыть церкви во время эпидемии чумы в 19 веке, так прихожане не позволили. А куда им было ещё деваться с таким уровнем медицины и гигиены тогда, как не в церковь?
Да и сейчас хочется воздеть руки к Богу и уповать на него, потому как наша медицина оставляет желать лучшего, особенно, когда живёшь далеко от центра и столицы...
В России церкви во время эпидемий не закрывались, разные меры предпринимались: и чаши для причастия разные выносили, и больные после здоровых причащались, и другие меры. В честь избавления от эпидемий строили церкви. Даже в той местности, где живу до разрушения часовни в "память холеры 1848 года в селе Анненское и Песках праздновали 19 Пятницу по Пасхе. В Выборгской Дубровке -на девятое Воскресенье. В эти дни носили по домам и вокруг деревень образ Тихвинской иконы Божией Матери"- писала в книге "Времён далёких голоса" историк-краевед Невской Дубровки Ленобласти Соколова С.Б., взяв информацию из СПб епархиальных ведомостей,1884 год, стр 284-287)
Люди шли в церковь, чтоб найти там сочуствие, утоление боли и страхов. Незыблемость устоев действовала безотказно на людей психологически, но после агрессивной атаки атеизма во времена Советского Союза вера прихожан пошатнулась и маловерие вползло в сознание людей.
Волей-неволей, но сейчас церкви пришлось идти на уступки, а если случаи заболевания распространяться, число заболевших увеличится, то и вовсе закрыть храмы для посещения.
Патриарх пошёл на крайние меры, наверняка,чтобы уберечь храмы от закрытия, а не от страха перед новым вирусом. Просто есть такой род вируса, который распространяется быстрее остальных. В данном случае лучше "перебдеть". Объяснять неверующим, что болезнь одному даётся, а другому нет бесполезно. Так лучше не стать крайним...
Документ, регламентирующий соблюдение санитарных норм при совершении таинств в храмах Русской Православной Церкви во вторник опубликован на сайте Московской Патриархии — «ради пастырской заботы о людях и в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество».
До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии священноначалие Русской Церкви считает необходимым:
При совершении Таинства Причащения Святых Христовых Таин
— имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела, с учетом исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.
— преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде.
— для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.
— платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать «с должным благоговением» после каждого богослужебного использования.
— причастникам воздерживаться от целования Чаши.
При совершении Таинств Крещения и Миропомазания
— строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью: препаратами на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д); 3% перекисью водорода; 70% изопропиловым спиртом (к примеру Септолит антисептик); 75% этиловым спиртом.
— для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку и бумажную салфетки с последующим сожжением.
При совершении Таинства Елеосвящения (соборования)
— использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую ватную палочку с последующим сожжением.
Помимо этого, вместо преподания креста верующим после окончании Литургии и иных служб нужно возлагать его на головы прихожан, рекомендовано сократить число помазаний на всенощных богослужениях, а при совершении — использовать для каждого прихожанина по отдельности ватную палочку с последующей утилизацией. Целование Евангелия совершать с протиркой его и иконы после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования, для раздачи просфор и освященных хлебов использовать одноразовые гигиенические перчатки, протирать и мыть кипятком все богослужебные сосуды.
Отдельным пунктом приостанавливается работа всех воскресных школ и приходских кружков. Социальным службам приходов, подворий и монастырей поручается оказывать помощь пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.
PS:
Спаси нас Бог!
Хотелось бы, чтобы меры профилактики сохранились бы и после окончания пандемии, дабы не смущать и не отталкивать маловерующих. Чем больше душ спасётся, тем лучше, а тем более истинные ценности и традиции так важны в современном мире, чтобы не скатиться на скользкий путь и стараться взрастить в себе человечность с милосердием.