Линейные корабли типа H-44 (также H-44) — тип нереализованного германского линейного корабля времён Второй мировой войны. Проект сверхлинкора Н-44 был последним и самым мощным в серии Н. Серия проектов Н-42, Н-43, Н-44 разрабатывались комиссией по проектам новых кораблей, которую возглавлял адмирал Карл Топп. Министр вооружения Третьего Рейха Альберт Шпеер создал комиссию по разработке перспективных проектов кораблей. В рамках этой конструкторской работы были спроектированы линейные корабли серии Н. В 1944 году, с учётом опыта полученного во время Второй мировой войны, был спроектирован Н-44. Линкор создавался как предельно защищённый от всех угроз и мощно вооружённый боевой корабль способный потопить любой существующий линкор противника.
Конструкция
Линейные корабли типа «Бисмарк» послужили прообразом для проектов типа Н. Бронирование линкоров типа Н-44. Основной броневой пояс — 380 мм, бронирование палубы (суммарно трёхслойное бронирование) — 330 мм (60+140+130 мм.). Противоторпедная переборка — 45 мм. Толщина верхней стенки топливных цистерн — 30 мм.
Вооружение
Главный калибр линкоров Н-44 был представлен восемью 508-мм орудиями в четырёх спаренных башенных установках. В качестве вспомогательного (противоминный калибр) калибра были приняты 150-мм орудиями C28 (в восьми спаренных установках), всего 16 шт. Зенитное вооружение — 16 (8×2) 105-мм/65 орудий C33, 16 (8×2) 37-мм/83 орудий C33 и 40 (10×4) и 20-мм/66. Авиационное вооружение состояло из шести гидросамолётов Arado 196
Энергетическая установка
Энергетическая установка линкоров Н-44 была смешанной 4 дизеля и турбозубчатые агрегаты с котлами высокого давления. На внешних валах работали по 4 дизеля «MZ65/95». На внутренних валы — по 1 ТЗА с возможностью форсирования. Все проекты, начиная с Н-41 имели одинаковую силовую установку.
В случае с линейным надводным флотом было понятно, что "звездный час" бронированных артиллерийских монстров прошел:
предел дальности артиллерийского огня в 45 км ну никак не мог парировать 300 км "длинной руки авианосца";
требующиеся для превосходства над вооруженными 406 мм орудиями уже существующими линкорами параметры бронирования повышали требования к водоизмещению судна (теоретически, для защиты от 18" снарядов надо 350-400мм брони, к примеру - полметра, считай);
орудия для уверенного противостояния линкорам так же требовались ну совсем немаленькие, что тоже давило на водоизмещение, а ведь башни ГК тоже надо бронировать;
силовые установки и топливо для них плюс требующийся боезапас для колоссальных пушек требовали ещё большего роста заброневых отсеков;
весь этот плавучий остров оставался уязвим к атакам сверху и снизу, причём, из-за роста габаритов - даже более, чем уже существующие собратья.
Однако в "кубышке" немецких корабелов лежало много наработок по надводным линкорам, да и хотелось, наверное, определить пределы возможного с учётом поражающих факторов Второй Мировой - ведь не каждый же день удаётся поработать над наиболее совершенным оружием в своём роде).
Тип H-44 скорее всего, основан на разработках 1935 года подобного "Бисмарку" линейного корабля с 15" орудиями главного калибра. Эти чертежи после постройки "Южной Каролины" с 16" ГК были переработаны, и корабль получил индекс H-39 (40, 41, 42, 43, 44... горшочек-не-вари!!!); после начала войны на разработку новых тяжелых кораблей было наложено табу (не любил Гитлер надводный флот, ну вот не любил - и всё тут, хотя поначалу очень даже было наоборот), но инжинеры - люди упорные и скрытные, чертежи постоянно обновляли и актуализировали "на случай чего".
На итог есть сведения о супертяжелом линейном корабле со следующими характеристиками:
Вооружение
8 х 508 мм орудий главного калибра, по два на башню, по две в кормовой и носовой группе
12 х 150 мм орудий вспомогательного калибра
16 х 105 мм универсальных (пмк / за) орудий
16 х 37 мм зенитных автоматических пушек
40 х 20 мм зенитных автоматов
6 х 533 мм торпедных аппаратов (предположительно TV(G7еs))
При весе 15" немецкого снаряда - 800 кг, вес 20" составит 1896 кг. Тысяча восемьсот девяносто шесть килограмм разрушения, на минуточку.
Авиация
6 гидросамолетов-разведчиков Arado Ar 196, 1 катапульта или (в порядке максимально приближенном к бреду) некое количество многоцелевых гидросамолётов Do-216 (imho воткнули бы именно Дорнье, будь у них возможность и ставили на воду краном)
Водоизмещение
стандартное 131 000 т
полное 141 500 т
Габариты по ватерлинии
длина 345 м
ширина 51,5 м
осадка 13,5 м
Бронезащита
основной бронепояс 380 мм
бронирование башен ГК 385 мм
верхняя бронепалуба 60 мм
средняя бронепалуба 140 мм
нижняя бронепалуба 130 мм
противоторпедная переборка 45 мм
толщина верхней стенки топливных цистерн 30 мм
глубина внутреннего дна: 4,7 м
Силовая установка
тип: четырехвальная комбинированная паротурбинно-дизельная установка (на внешних валах по 4 дизеля «MZ65/95», на внутренних– по 1 ТЗА с возможностью форсирования)
мощность 280 000 л.с. (300 000 л.с.)
Скорость
крейсерская: 16 (19) узлов
полная: 30 узлов
Автономность
16000 (20 000) морских миль на кресерском ходу
25000 морских миль в перегрузе топливом (+0,5 м. осадки, -0,15 узла крейсерского хода)
В этих проектах бросается в глаза тенденция непрерывного роста размеров и водоизмещения из-за увеличения калибра, броневой защиты и расширения системы подводной защиты. Увеличение калибра главных орудий и рост угрозы с воздуха заставили применить три бронепалубы (60+140+130 мм.) вместо двух на «Н-41» (200 мм.). Предполагалось (а затем и подтвердилось экспериментами), что оптимальной толщиной закаленной брони являются 380 мм., а большая толщина (по принципу «равной защиты», принятому тогда при проектировании линкоров, толщина его брони должна защищать от таких же орудий, как на нем самом) не желательна из-за низкой вероятности попадания в борт на большой дистанции (а дистанция боя растет с ростом калибра орудий). Особенностью этих проектов было то, что углубление пояса под ватерлинией было большим, чем на предыдущих. Это сделали против ныряющих снарядов (при недолетах), которые нанесли "Бисмарку" в его бою с «Hood» и «Prince of Wales» значительные повреждения. Германские конструкторы знали об этих повреждениях из донесений с "Бисмарка" , полученных после этого боя. Максимальная толщина горизонтальной брони (палубы 140 и 130 мм.) проходила между противоторпедными переборками, а от них до бортовой обшивки горизонтальная защита складывалась из 60-мм. верхней палубы и 150-мм. скосов нижней бронепалубы. Но к концу 1944 года германские конструкторы уже поняли, что никакая защита не спасет корабль от многотонных «землетрясных» бомб, которые англичане применили по "Тирпицу".
Наиболее заметной особенностью этих кораблей была их система противоторпедной защиты. Немцы правильно считали торпеду самой большой опасностью для линкоров. Еще больше они уверовали в необходимость надежной системы защиты против них, получив чертежи французских линкоров типа «Richelieu». Мощная защита требовала и большого по размерам (особенно по ширине) корпуса, что поднимало водоизмещение корабля.
Проект «Н-42» отличался многопереборочной подводной защитой с двойным дном и скосами бронепалубы, к которым крепились верхние кромки противоторпедных переборок. Жидкое топливо размещалось в трех раздельных вытянутых по вертикали цистернах. На проекте «Н-43» глубину подводной защиты увеличили; структурно она походила на предыдущую, но с дополнительной 30-мм. переборкой. Следующим шагом усилили защиту с сохранением тех же орудий главного калибра.
На проекте «Н-44» защита от подводных взрывов имела существенное отличие: внешняя противоторпедная переборка отстояла от борта на 11 метров, а перед ней в качестве первичной защиты от торпедных взрывов от киля до скосов главной (нижней броневой) палубы проходили две переборки из нецементированной брони. Внешняя противоторпедная переборка имела толщину 45 мм. под скосами и 25 мм. над ними, а внутренняя – 30 мм. под нижней бронепалубой, 80 мм. между ней и средней бронепалубой и 25 мм. между средней броневой и верхней палубой. Дополнительные продольные переборки улучшали разделение на отсеки и увеличивали жесткость корпуса. Усилена и расширена была противоосколочная защита над верхней палубой, что явилось результатом анализа повреждений "Тирпица" которые он получил 1 апреля 1944 года. "Бисмарк" и "Тирпиц" имели отличные разделение на отсеки и остойчивость в поврежденном состоянии, но эти последние германские линкоры, имея большую ширину и лучшую подводную защиту, могли бы выдерживать и более значительные повреждения. Немцы справедливо считали, что с постоянным ростом заряда торпед будут расти и масштабы наносимых ими повреждений. А рост размеров водонепроницаемых отсеков надо компенсировать лучшим разделением и повышенной остойчивостью. Конечно, еще большее возрастание заряда боеголовок торпед союзников в ходе строительства этих линкоров, отчасти компенсировалось преимуществами их новой защиты, но, без сомнения, торпеды были бы очень эффективным оружием против кораблей таких больших размеров. Хотя только массированная торпедная атака, подобная предпринятым по «Yamato» и «Musashi», могла бы принести желаемый результат.
Возрастающая важность защиты от взрывов мин и неконтактных подводных взрывов авиабомб потребовала более глубокого внутреннего дна. Германские конструкторы полагал и, что с ростом воздушной угрозы надо гарантировать отсутствие затоплений помещений погребов и главных механизмов через конструкцию внутреннего дна. Неконтактные взрывы бомб, сброшенных на "Тирпиц" вызвали серьезные структурные повреждения корпуса
Интересно и развитие энергетической установки в этих проектах. Как и в проекте «Н-41», все имели смешанную установку – дизели и турбозубчатые агрегаты с котлами высокого давления. Хотя дизели были мощнее, чем в проекте «Н-39», паровые турбины имели меньшую мощность на валу. Ограничения по передаче мощности на гребной вал и по мощности дизелей привели к тому, что мощность установки на всех трех проектах осталась одинаковой. Поэтому с ростом размеров кораблей их скорость падала.
Все проекты имели четыре вала и четыре руля, которые для увеличения эффективности их работы стояли каждый в струе своего винта. Увеличение числа рулей опять-таки вытекало из опыта «Bismarck».
Комиссия по проектам новых кораблей в 1942-44 годах разработала проекты линкоров Н-42, Н-43, Н-44. Выполнение программы требовало по меньшей мере 5 лет и огромных ресурсов которых у Германии в 1944 уже не было. Немцы считали этот проект скорее научной работой по расчёту предельных параметров линейных кораблей. Построить такой линкор в 1944 уже не представлялось возможным. Корабли данного типа не закладывались.