Известна цитата Карла Густава Юнга, произнесенная им в своей цикле лекций "Анализ сновидений" в 1930 году:
«Психологически нездоровые люди обычно фанатики здорового образа жизни. Они постоянно ищут правильную пищу и напитки, не курят и не пьют вина, они нуждаются во множестве солей и одержимы аптеками. Вечно с новыми выдумками, но никогда не здоровы до конца. Действительно, грешник обычно чувствует себя лучше праведного, ведь сорняки всегда распускаются гуще пшеницы. Все добродетельные люди на это жалуются. Те, кто так заботятся о себе, всегда болезненны. Эта поразительная страсть, например, к питью определенной воды, происходит из постоянного страха в них, то есть страха смерти. Потому что нечто внутри говорит: «Господи, не дай мне умереть, ведь я еще не жил».
Мудрец был прав, как никогда. Несмотря на то, что психология, как наука, в те времена только начинала свое развитие, эта цитата говорит о том, что Юнг смотрел далеко вперед.
Попробую объяснить цитату. Конечно, ярлык "психологически нездоровые люди" звучит очень условно. Во времена Юнга не было современных определений психических статусов: "психотик", "пограничник" и "невротик", из которых психотик имеет самые глубокие нарушения психики, невротик - наиболее приближен к психически здоровому человеку, а пограничник - человек, находящийся на грани патологии (психотик) и условного здоровья (невротик), т.е. не больной и не здоровый. Научно выражаясь, имеющий расстройство личности.
Так вот, как правило человек с ОРПП (ограничительным расстройством пищевого поведения) или с ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство), - как правило, пограничник. Ибо причины ОРПП (а сюда входят и всевозможные ограничения в еде, о которых упоминал Юнг) и ОКР кроются отнюдь не в привычках. Конечно, привычки, в том числе и пищевые, играют немаловажную роль, но они - лишь следствие. А источник проблем - неспособность этих людей понимать свои эмоции. Все дело кроется в сильной тревоге, изнутри сжигающей этих людей. Эту тревогу Юнг назвал страхом смерти. Тоже очень меткое определение, так как сильная тревога и есть предвестник ощущения психологической смерти. Чтобы успокоить тревогу они изобретают различные модели поведения, ритуалы. Кто-то пьет специальную воду, кто-то считает калории. Смысл у всех этих действий один - выполнением определенных действий избавить себя от волнений, вызванных находящимися внутри человека невыраженными и непонятыми эмоциями. Это удается на время, тревожность уходит, но потом они опять вынуждены повторять снова и снова свои ритуалы, потому что истинный источник их тревоги ими не может быть понят и поэтому не может быть устранен.