Найти тему
Джестериды

И где Нигдегород?

Оказывается, отечественная анимация — это не только «Смешарики» и «Маша и Медведь». Несколько проектов также поддерживает телеканал 2х2. Среди них недавняя премьера «Нигдегород и его окрестности», мультфильм, позиционирующий себя как российский ответ «Гравити Фоллз». Я надеялась найти там социальную сатиру. Что я нашла в итоге? А вот об этом подробнее.

Вообще рубрику «Мультикритик» у нас ведет мой коллега Кирилл Кладенец. Впрочем мне интересен не столько сам мультфильм, сколько клубок культурных трендов, к которому он отсылает. Давайте по традиции коротенечко пробежимся по фабуле. Все начинается с того, что классическая (даже стереотипная) разведенка с ребенком приезжает в Нигдегород, чтобы начать новую жизнь. Нигдегород — это что-то вроде Омска. На это указывает даже рекламная кампания с плакатами, пародирующая известный мем.

-2

На местах, разумеется, тут же возникли перегибы, и некоторые мнительные и ранимые сограждане восприняли биллборды как личное оскорбление. Страшно, тоскливо, чернушно. Короче, именно то, что мы искали. Приступая к просмотру, я надеялась, что «Нигдегород» будет эдаким осмыслением наших депрессивных городов. А монстры и всякая чертовщина станут лишь довеском к общей хтонической атмосфере. Потому что, поверьте мне, ежедневная новостная лента Омска гораздо страшнее и «Пилы», и «Хостела», и «Паранормальных явлений».

Да, городок действительно странный. Но не страшный. Далее персонажи разбиваются по вертикали: есть детский мир, и есть мир взрослых. Детский представляют Новичок (собственно, переехавший в Нигдегород паренек), Заика (заикающийся ботаник, к тому же страдающий амблиопией), Диди («Старшая сестра»? В общем, единственная девочка в компании, застенчивая, но прислушивающаяся к психопатичному плюшевому медведю) и Лунатик (полностью невменяемый тип, живущий в мире своих всемогущих фантазий. Развитие образа отсутствует, но ему и не надо). Главные герои из взрослых — Мама (с убитым доверием к мужчинам), Зубная Фея (алкоголичка, развратница, колумнистка), Главврач (подклеивающий Маму) и Папа (нагрянувший мириться с семьей посреди сезона). И еще несколько дополнительных персонажей. Да, имен нет, только прозвища. Мэра зовут Мэр. И это понятно, поскольку русские имена выбиваются из сеттинга. Тут вообще очевидный конфликт русской хтони и стандартной американизированной стилистики.

Характерно, что детский и взрослый миры практически не пересекаются. Разве что навязанный конфликт Новичка и Папы, бросившего семью. Сравните с тем же «Гравити Фоллз», где Стэн не просто взрослый, но также антагонист для детей (из-за разных ценностей) и в то же время важный хранитель мифов, герой-рассказчик и учитель. Это уже больше похоже на амбивалентные человеческие отношения.

Первая крупная проблема мульта: он вроде заявлен как российский и должен высмеивать наши родные реалии, но с треском проваливается. В нем на самом деле очень мало самобытных находок. В рамках подхода «спижжено все» мы видим выдранные куски из «Гравити Фоллз» (взята сама сюжетная основа), «Рика и Морти», «Гриффинов» и «Саус Парка». Тот же «Гравити Фоллз» аутентичен, он изображает маленький сельский городок на юге США примерно так, как и должно быть. Реднеки, населяющие его, не являются чуждым элементом, несмотря на утрированную подачу. Алекс Хирш, создатель сериала, в интервью ясно дал понять, что «Гравити Фоллз» основан на его собственных детских впечатлениях. Мультик наполнен аллюзиями на культовые американские же сериалы, типа «Твин Пикса» и «Секретных материалов». Евгений Огнев, создатель «Нигдегорода», вроде как из Ижевска, но никакого Ижевска там не чувствуется. Там нет ни Омска, ни Кузнецка, ни даже Москвы с Питером. Вот, что бывает, когда представитель тонюсенькой прослоечки среднего класса, сам медийщик и хипстер, берется описывать инфернальную Родину.

Возьмем, допустим, дом главгероя.

-3

Чем это отличается от дома Симпсонов на Вечнозеленой аллее? Сколько живу, а такую планировку в частных домах почти не встречала, не принято у нас так гараж встраивать. Если бы я делала мульт про российскую действительность, то герои жили бы в хрущебе, в старой, давящей квартирке. Без вариантов. И много-много подобных мелочей, вроде школьных шкафчиков из американских школ. Даже все отсылки и пасхалки связаны с западными произведениями. С другой стороны, это проблема российской культуры вообще: ну к чему тут можно привязать пасхалку, опять к «Зеленому слонику»? У нас так и не сформировалось ничего универсально значимого, цитатного, меметичного, кроме, пожалуй, дилогии «Брат 1&2». «Нигдегород», разумеется, в этот фонд не добавляет ровным счетом ничего.

Обратите внимание, что первая серия хотя бы пытается соответствовать заданной тематике, а потому резко диссонирует с остальным сериалом. Просто Огнев и Конышев, аниматор, начинали как независимые стартаперы, выложили в сеть первую серию, которую верстали полгода, собрали вокруг нее какой-никакой фэндом и уже после этого на ребят обратили внимание чуваки с 2х2.  Телеканал взял процесс в свои нежные, но строгие и шершавые руки. Пиарил их изрядно, даже на Comic-Con свозил. Не знаю, насколько глубоко и резко им вставляли новое видение, но ориентировочно с четвертой-пятой серии в «Нигдегороде» не остается ничего специфически российского. Ну разве что парочка гэгов, но это ни о чем. И знаете? Окончательная американизация идет на пользу сериалу, потому что он хотя бы перестает рваться в разные стороны. Эпизоды превращаются в очень проходные, очень усредненные, generic клоны зарубежных оригиналов. Ну и нормально, а нам больше и не надо.

Как я поняла, под влиянием 2х2 из проекта ушел весь мат (Зубная Фея больше не интересуется, из какой пизды она должна доставать деньги на выпавшие детские зубики. А вместо шлюхи становится блогер_кой), затушевали жестокость (сравните с первым эпизодом, в котором культисты расстреливали детей) и убрали даже легкие намеки на социальную сатиру, которая и без того была изначально ущербной (типа той надписи на больнице «Без денег — не входить!»). Бытовая чернуха уступает место прилизанным общечеловеческим проблемам, опять же на уровне Симпсонов. Сравните склоку оборотня и вампирши из первой серии (он не платит ей алименты) и арку Папы и Мамы. Последний шанс как-то извернуться у «Нигдегорода» был в четвертой серии, когда на фоне городских протестов появляется начальник полиции. Я уж думала: «Вот! Вот! Наконец-то! Сейчас выйдет Silovik! И, как его ни изобрази, все равно получится глум». Хрен там. На сцену вышел каноничный американский шериф в шляпе и со звездой. Лучшего способа увильнуть от изображения наших полицаев еще не придумано. Тут надо отметить, что 2х2 в принципе не умеет изображать российскую действительность. Все собственные проекты канала (ну там, «Подозрительная Сова» или «Бандитский Петербургер») полностью оторваны от национальной специфики.

Что в сухом остатке? Сексистские и гомофобные шутки, без которых любой проект 2х2 автоматически теряет смысл. И резонерство, много-много резонерства. Для такого проекта, который с виду весь из себя циничный, 18+ и вообще, просто возмутительное количество морали. В каждой серии не менее трех минут хронометража уделено разжевыванию прописных истин о Дружбе, Взаимовыручке и Отношениях. Да в Симпсонах, в этом традиционалистском, христианском шоу, пропагандирующем семейные ценности на республиканском телеканале, меньше мозги ебали! Не говоря уже о довольно тонком диснеевском «Гравити Фоллз», где всякий урок показывается, логически выводится из событий серии, а не проговаривается в камеру как для терминально тупых. Ладно уж запороли российскую хтоничность, но вы определитесь, вы создаете продукт для взрослых, сформировавшихся людей или для инфантильных кидалтов и впечатлительных зумеров с богатым, но ранимым внутренним миром?

Создатели сериала утверждали, что они хотят создать смесь «паранормальных приключений, драматического и комедийного». Паранормальные приключения? Единственное, что реально удалось, так это двухсерийная арка с пауками, видящими будущее. Остальное откровенная вторичность. Комедийное? Ну я пару раз усмехнулась — хотя это вообще не показатель. Народ в комментах пишет, что ржал, наверно, так и было. Но народ у нас и над «Елками» ржет, не будем забывать. Драматическое? А вот тут начинается беспредел.

Как развиваются персонажи? Это общая беда для любых отечественных работ. Через боль и страдания. Через вбитую в школьном возрасте достоевщину. Чем серьезнее стигма и психотравма, тем глубже, значит, персонаж. Таким образом, развитие характеров идет исключительно через прописывание им во флэшбеки все более слезоточивых историй. Иного пути не придумано. Сильнее других, как водится, досталось девочке Диди. Она у нас и сирота, социально дезадаптированная одиночка, и жертва травли (причем, побывавшая по обе стороны баррикад).

Серия про травлю вообще сделана очень криво. Если вы смотрели второй сезон One-Punch Man, то вам неминуемо запомнился персонаж Гароу. И рассказ о том, как из-за школьной травли он перешел на сторону монстров. Вот это хорошо, это круто, это изящно. И визуально, и психологически. Дети в виде темных теней, шедевральные диалоги с психологом. Все предельно откровенно и честно. А в «Нигдегороде»? В двух словах: Диди повествует о том, как в детдоме ее травили, а потом оказывается, что травила как раз она, а потом от чувства вины свихнулась и взяла себе имя жертвы и ее медведя. Хотя бы показали, как подлинная жертва перед этим заколумбайнила весь детдом. Кстати, вопрос к создателям. А какого тогда хрена у Диди за главного злой и психопатичный медведь, если он даже не ее? Если она не пережила травлю на самом деле, а лишь изображает, имитирует этот опыт? Короче, нашли сюжетный пятачок, на котором можно твистануть, — не надо в таких темах выпендриваться, сюжетные выебосы нивелируют ту самую мысль, которую вы объявляете важнейшей. Кстати, тут руководству 2х2 влизано больше, чем сказано о детях.

-4

Огнев, к слову, отдельно гордится проработкой персонажей. Авторская привязанность и фанарты от шипперящихся поклонников во вконташном паблосе заставляют закрыть глаза на многое. На самом деле, нет. Сперва персонажи были переломаны относительно первого эпизода, взгляните на Зубную Фею. Далее, в них нет никакой сочности, витальной энергетики. Таинственный мужик — шаблонная смесь чумного доктора и Дарта Вейдера. Мэр хипстер? Ну, прикольно, почти, типа как Ройзман, но в итоге все равно скатывается к статусу невольного героя. А впрочем, даже если бы Огнев придерживался общепринятого изображения чинухов, все равно вышло бы через жопу, как в этом его ролике. Просто не дано, не сатирик. Космический капитан, бабник с синей бородой? Он появляется всего два раз и явно не для того, чтобы тащить шоу. Поющий бомж? С шансоном он все-таки был лучше, но, видимо, посчитали, что ЦА не любит шансон, а блатняк не вписывается в концепт. Еще один отрыв от суровой действительности.

Знаете, что меня добило? Фанарты Лунатика. Вот этот, например:

-5

Блядь, почему он похож на L из Death note? Почему он похож на долбаного Миролога из халтурнейшей «Тук-Тук»? Почему пятнадцать лет прошло, герои меняются, а стилистика — нет? Они не Лунатика рисуют, а своего «внутреннего мальчика». Спрос на фриковатых, не-таких-как-все подростков никогда не иссякнет. Ладно, зато парни рисуют Зубную Фею и Диди вот с такими глазищами, буферами и в нано-юбках. Но это не говорит о развитии персонажей — это говорит о развитии создателей фанартов.

«Нигдегород» никак не может понять, какой он: российский или американский, циничный или резонерский, комедийный или драматичный. Есть случаи, когда разные элементы гармонично друг друга дополняют — это не тот случай. Однако конкретно для 2х2, для его уровня отечественной анимации, это в каком-то смысле успех. В отличие от, скажем, «Совы», «Нигдегород» можно смотреть пусть и не развиваясь, но хотя бы и не деградируя окончательно. шаг для человечества весьма незначительный, но для них — в правильном направлении, так держать. Лишь бы сами потом инди-проекты не губили редакционной политикой.

Видно, что у наших аниматоров никогда не хватит ни смелости, ни последовательности создать нечто сопоставимое с «Саус Парком». Более-менее близко к цели подобрались «Блюстители«, но сами пали жертвой цензуры. Остальные проекты совсем уж местячковы и маргинальны. Нужно ли смотреть «Нигдегород»? Нет, дети, смотреть нужно «Семь» со Спейси, или пиксаровский «Вверх», или Монти Пайтонов. Можно ли смотреть «Нигдегород»? Ну, можно. Я смотрела, глаза не вытекли.

Если вы там на карантине из-за коронавируса, делайте, что хотите. Туалетной бумагой, кажется, все запаслись.