Найти в Дзене
И это все о нем

ДНЕВНИК НАБЛЮДАТЕЛЯ

13.03.2020 г. в рамках интеллектуального проекта "Химия слова" в ДК Тольяттиазот выступил доцент кафедры истории русской литературы факультета журналистики МГУ  кандидат филологических наук Егор Сартаков. Тема лекции сразу вызвала живой интерес-"Любимые женщины великих писателей". Такая тема явилась как бы продолжением женского праздника 8 марта, собственно, именно женщины и были самыми благодарными слушателями, зал был полон. Надо отдать должное, лекция представляла собой мастерски поставленный спектакль, с великолепной презентацией, автор как в театре одного актера в течение 2 часов , а такая продолжительность сама по себе редкость, вдохновлял и воодушевлял зал подробностями из жизни Пушкина А.С., Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н. Есенина С.А., Маяковского В.В. , каждой из женщин лектор воздал должное, сыгравшим как положирельную, так и роковую роль в их жизни. Судьба преподносит иногда сюрпризы, которые, как и языковые особенности, можно назвать своего рода оксюморонами-оказывается, Пушкин и Дантес были женаты на... сестрах, дуэли предшествовал ряд интриг, за свою будущую жену Наталью Гончарову Пушкин заплатил своей теще фактически калым, 11000 рублей, и т.д. Достоевский и Тургенев поссорились на всю жизнь из-за того, что Тургенев не дал Достоевскому в Баден-Бадене денег на игру, как и первая жена Достоевского, а вот вторая жена не только в аналогичной ситуации дала деньги, она добыла их, заложив свои вещи в ломбард, и своим поступком невольно так усовестила Ф.М., что тот перестал играть навсегда. Софья Толстая стоически несла всю жизнь крест жены гения, переписывала по многу раз его рукописи, родила ему 13 детей, вела домашнее хозяйство, испытала на себе все повороты мировоззрения своего мужа, а также терпела его эротоманию. Просто спасительную роль героически сыграла в жизни Сергея Есенина, не будучи его женой, Галина Бениславская, которвя не только спасала его от пагубной алкогольной страсти, но и давала ему творческие направления, до конца жизни она называла его только по имени-отчеству-Сергей Александрович, и потом покончила жизнь самоубийством на его могиле, причем пистолет дал осечку, она написала записку и выстрелила во второй раз. Лиля Брик и Татьяна Яковлева,-роковые музы гениального поэта 20 века Владимира Маяковсеого, первая как никто другой умела управлять им, второй до конца ее жизни доставляли цветы из парижского цветочного магазина за счет процентов, которые начислялись на денежный вклад, сделанный Маяковским; лектор оригинально, на примере ритма биения сердца объяснил построение ритма и рифмы Маяковского, связав эту аритмию с любовной страстью к Лиле Брик, которой посвящались стихи(ей приснится, что на ее вопрос- "зачем ты это сделал?"-он вложит ей в руку пистолет и скажет-"ты сделаешь то же самое", в 86 лет Лиля Брик покончит с собой). И это лишь малая толика фактов, умело срежиссированных и исполненных лектором. Неудивительно, что лекция вызвала бурный восторг. Однако были и досадные шероховатости, а некоторые утверждения вызывают недоумение и возражения:лектор перепутал адреса квартир, которыми пользовался Маяковский в Москве, неверно он указал и период деревенской жизни Льва Толстого, когда он перешел к крестьянскому труду-60-70-е годы, тогда как начало такого образа жизни было четко зафиксировано самим Львом Толстым-после достижееия им 50-летнего возраста, т.е.после 1878 года, когда он полностью пересмотрел свою жизнь; тезис о сублимации сексуальной энергии в пахотном труде входит в противоречие с тезисом о том, что в течение всей жизни Толстого сопровождали половые эксцессы, которым он предавался постоянно, тогда как сублимация, согласно учению Фрейда, это преобразованная вследствие ВОЗДЕРЖАНИЯ в творческую энергия, при этом лектор походя отверг известный факт, что крестьянский труд стал следствием коренного изменения мировоззрерия Л. Толстого, как будто не было и его концептуальных работ на эту тему; тезис лектора о том, что в образе Анны Карениной автор изобразил самого себя вызывает еще большее удивление, этот тезис никак и ничем не был подкреплен, не был мотивирован, опять последовал намек на половые пристрастия графа , Лев Толстой был бы крайне удивлен, услышав такую трактовку романа: не захотел лектор и объяснить спорные моменты обстоятельств смерти Есенина и Маяковского, основанных на протоколах дознания,т.е.на документах, первоисточниках, хотя без решения этих криминалистических вопросов достоверно делать вывод о самоубийстве нельзя,при всей кажущейся очевидности обстоятельств их смерти, отослав к исследованиям других авторов, хотя вопросы были заданы именно в связи с его трактовкой событий. Но, как говорил классик детективного жанра, сэр Артур Конан-Дойл-нет ничего более обманчивого, чем голый факт. Необоснованно лектор умолчал и о роковой роли Вероники Полонской в смерти Маяковского, лишь слегка коснувшись ее в ответе на вопросы, хотя именно эта женщина, а не Лилия Брик сыграла эту роковую роль, на эту тему имеется достаточно литературы. Слегка "приукрасил" лектор также истину, утверждая что Маяковский купил пятикомнаиную квартиру для Лилии Брик и всей их тройственной семьи, тогда как известно, что квартира ему была предоставлена по ордеру. И уж совсем фривольно лектор обошелся с предсмертной запиской Маяковского, приписывая ему жеманство, бравирование смертью, тогда как современники поэта-Павел Лавут, Лев Кассиль в своих воспоминаниях описывают Маяковского как преданного революции и социализму идейного поэта, который всегда был искренен, честен, открыт, в нем не было кокетства и позы, да и не до этого ему было, он находился в тот период в критическом состоянии. А в целом, все же, лекция оставила впечатление праздника.

Владимир Маяковский
Владимир Маяковский