Сегодня мне опять было страшно выходить после работы на улицу. И вовсе не из-за коронавируса. Меня напугали пациенты. Сначала дедушка, который видит едва ли процентов 20 из-за катаракты, уверял, что он за рулем дольше, чем я живу на свете, а значит расставаться с автомобилем не собирается. Потом молодой человек, с трудом разглядевший верхнюю строчку таблицы, уверял, что очки ему не нужны вовсе, даже на дороге, потому что «машины крупнее ваших букв». Но ведь законы, регулирующие допуск к вождению никто не отменял.
Давайте в них разбираться, ибо не так все просто. Был у нас раньше Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12.04. 2011 г., регламентирующий проведение медосмотров. Местами устаревший, но вполне понятный.
А потом новогодним подарком 29.12.2014 вышло Постановление Правительства РФ «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и ограничений к управлению транспортным средством» г. Он к водителям лояльнее, но 302н приказа не отменяет. Вот и приходится "любителей" оценивать по новому положению, а "профессионалов" по старому.
Оба документа едины в том, что водителем нельзя стать, если у вас:
- стойкое двоение в силу любого косоглазия;
- спонтанный нистагм (подергивание глазного яблока) с отклонением его более, чем на 70 градусов от среднего положения;
- хроническое заболевание оболочек глаза, выраженно нарушающее его функцию;
- парез мышц, препятствующий движению глазных яблок;
- ограничение поля зрения более 20 градусов в любом меридиане;
- снижение зрения (с коррекцией) ниже установленных норм.
Каковы же эти нормы? Ставьте лайк и читайте дальше.
Для управления транспортным средством категории А или В зрение (с очками или линзами) должно быть не менее 0,6 (6 строчек таблицы) на лучшем глазу и 0,2 (две верхних строчки)на худшем. Причем для «любителя» не имеет значения величина дальнозоркости или близорукости. А вот для работы по найму допускается не более 8 диоптрий (причем суммарно с астигматизмом, который должен быть не более 3 диоптрий).
Для работы на транспорте категории С и D зрение должно быть уже 0,8/0,4 с переносимой коррекцией, при тех же ограничениях по диоптриям. Такие же требования и для категории В при работе в такси, скорой помощи, противопожарной и аварийно-спасательной службах.
После операций по коррекции зрения вы можете сесть за руль собственного автомобиля через месяц, а вот приступить к работе водителем – только через 3 месяца. Наличие искусственного хрусталика станет препятствием к профессиональному вождению, но не помешает управлять собственным автомобилем любой категории.
Допускаются к управлению транспортом категории А и В1 одноглазые водители, при условии, что зрение видящего глаза составляет не менее 8 строчек. Если в старом приказе говорилось лишь о «стажированных» водителях, но в новом постановлении это слово отсутствует. Зато появилось требование оборудовать транспортное средство акустической парковочной системой.
Остались вопросы? Обращайтесь к офтальмологу - уж он-то разберется во всех строчках: и прочитанных вами, и написанных в приказах.