Добрый день!
Вот что-что, а про комфорт в советской технике задумывались далеко не в первую очередь. Основные постулаты при разработке советских самоходных машин: быстро, просто, ремонтнопригодно и много.
Намеренно не будем сегодня говорить про шум и вибрацию. Как всё шумело и тряслось достойно отдельного упоминания.
Захотелось сегодня повспоминать, каким образом обеспечивался элементарный комфорт в кабинах по части микроклимата.
На заре тракторостроения (да на какой заре, даже после войны продолжались производиться тракторы с открытым верхов) в этом плане всё было просто: кабины были открытыми. Привет палящее солнце и пыльный ветер: в общем-то всё просто. А если дело было зимой, то привет обморожение.
Как будет чувствовать себя механизатор будет зависеть только от самого механизатора. От того, как он оденется.
Следующим шагом можно назвать оснащение рабочих мест механизаторов навесом.
Под навесом уже можно было защититься от солнца и от легкого дождя.
Кабина СХТЗ-НАТИ была уже полузакрытой. Здесь есть полноценная крыша, открывающиеся стеклянные окна, регулируемые жалюзи в передней и задней частях. Но не было дверей. Кабина свободно проветривается со всех сторон. И уже не так страшен дождь.
Кабина трактора ДТ-54 уже была полностью закрытой.
Тут уже и ветер не так страшен, как на более старших машинах. Но работая в поле под палящим солнцем в полдень при тридцатиградусной жаре от этой кабины очень хочется избавиться. Воздух нагревается так, что никакая вентиляция не спасет. Поэтому, раскрываем двери по шире, приоткрываем лобовое окно и идем дальше!
Двери открывались путем их сдвигания назад (грубо говоря, как на газелях-маршрутках). Плотно ни чего не закрывалось, кругом щели. От пыли такая кабина не спасет, не говоря уже о шуме и вибрациях (общая черта советской техники).
На таких тракторах, как Т-4 и ДТ-75 стали ставить маломальские уплотнители на дверях, но сильно это никому не помогало. Пыль всегда найдет щели толщиной с палец. И тут уже ставили какие-никакие отопители, зимой передние стекла маломальски обдувались. В этих тракторах боковые стекла уже можно было опустить, но если за механизмом не следить, то это могло стоить больших как физических, так и моральных усилий.
На почтальоне окно с левой стороны можно было открыть. Справа ставили уже классическое и привычное "весло".
Эти тракторы были уже по-лучше, чем машины, выпускающиеся в начале и середине XX века. Площадь остекления со временем становилась больше, обзорность лучше. Но где много стекла, там много палящего солнца, от которого не так-то легко скрыться. Системы вентилирования не были эффективными, вентиляторы ломались и мало кто думал их ремонтировать. Воздух прогревался так сильно, что механизаторы желали от всей души вернуться к истокам... То есть к открытым кабинам. Выкинуть это всё и почувствовать великий комфорт, который дает обволакивающий ветерок.
Так что, самая востребованная опция для комфорта в технике времен СССР - это широко распахнутые двери и полный термос с прохладной водой за спиной.
У Вас может быть другое мнение (руки-крюки не из того места и так далее)! Но я вижу всё именно так, не заботились конструкторы о комфорте и здоровье рабочих, впрочем, как и руководители сельхозпредприятий!
На этом всё! Подписывайтесь на канал!!! До скорых встреч!!!