Найти в Дзене
Московские истории

Пресня: "Мы искренне считали, что от нас требуются подвиги, но потом сообразили, что макулатура - неплохой бизнес"

Наталья Куванова, учившаяся в середине прошлого века в интернате, находившемся в Конюшковском переулке, продолжает рассказ. На этот раз - о пионерах, доме с террасами и невольном воровстве сундука с чертежами.

Большой Конюшковский переулок, 1962 г. Источник: кадр из кинофильма "Без страха и упрека".
Большой Конюшковский переулок, 1962 г. Источник: кадр из кинофильма "Без страха и упрека".

Пока мы учились в младших классах, ходить за территорию школьного двора запрещалось. Отпускали только на занятия в кружках, или в спортивных секциях (некоторые из ребят занимались на стадионе «Метростроя»). Но в конце концов нас приняли в пионеры, и это было счастье: мы теперь не сопливая мелюзга, а ответственные люди, как все! Хотя поначалу мы до конца не осознавали своей удачи и своей свободы.

Нам был очень любопытна Москва за оградой интерната: старые дома, большей частью деревянные, заросшие зеленью палисадники в запущенных дворах. Настоящей вороньей слободкой был дом напротив нашего здания по Большому Конюшковскому (№ 15). Этот мир мы с азартом пустились осваивать.

Большой Конюшковский переулок, 15, дом с "гальдарейками", 1958 г. Автор Озеров Г. Ф.
Большой Конюшковский переулок, 15, дом с "гальдарейками", 1958 г. Автор Озеров Г. Ф.

Вдоль всех четырех этажей дома были открытые террасы - "галдарейки". Там всегда кипела жизнь: стирали и развешивали белье, стряпали, обедали, пели и ругались. В углу их двора часто сидела местная дурочка Нина Пя. Про нее наши ребята шепотом рассказывали всяческие ужасы: ночами она поедает кошек, собак и младенцев. А если выскочить прямо на середину двора и позвать ее, то злая Нина может тебя загрызть.

Один раз мы попробовали это сделать, но ничего страшного, увы, не случилось. Бедная женщина только ругалась и стучала палкой. С тех пор этот двор нам наскучил, расхотелось туда ходить.

Мы искренне считали, что от пионеров требовались пионерские подвиги, поэтому с энтузиазмом бросились собирать макулатуру, что оправдывало в наших глазах стремление болтаться по окрестностям. Поначалу мы честно сдавали все собранное в общую интернатскую кучу, но потом сообразили, что это неплохой бизнес: килограмм бумаги стоил целых две копейки. На вырученные «бешеные деньги» покупались «конфеты- подушечки» без фантиков и делились между всеми участниками.

Храм Девяти мучеников в Девятинском переулке, 1963 г.
Храм Девяти мучеников в Девятинском переулке, 1963 г.

Довольно скоро мы очистили от бумажного барахла все ближние дома. Когда источники иссякли, мы расширили круг поиска макулатурных сокровищ и нашли их во дворе церкви Девяти мучеников в Девятинском переулке. О, чудо! Там стоял огромный деревянный сундук доверху набитый какими-то бумагами. Ни поднять, ни сдвинуть эту громадину мы не смогли, а перегружать все в свои мешки во дворе опасались. Но выход нашелся.

Сбор макулатуры, 1975 г. Автор Душеин. Источник РИА Новости.
Сбор макулатуры, 1975 г. Автор Душеин. Источник РИА Новости.

По улице мимо проходили какие-то дядьки. Мы их окружили и жалобно попросили нам помочь. Добрые дяденьки согласились. Кряхтя, подхватили сундук и поволокли его к воротам. Они уже почти вытащили его, как вдруг раздались крики и топот. Как оказалось, в сундуке были чертежи и документы, которые принадлежали проектной организации, разместившейся в здании церкви. Сотрудники конторы толпой бросились спасать свое добро, приготовленное к перевозу в другое помещение. Пришлось добрым дядькам возвращать похищенное, а мы под шумок удрали.

Начало рассказа про интернат и другие истории Натальи Кувановой.

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru