Найти в Дзене
Глаза Смотрящего

Самые интересные японские детективные сериалы. Часть первая

Что посмотреть, если даже скандинавские детективы начали уже терять новизну? Вашему вниманию самые лучшие (во всяком случае - любимые) детективные сериалы из Страны Восходящего Солнца

Японские детективы имеют весьма интересную историю. Отцом жанра в Японии принято считать Эдогаву Рампо (1894-1965), настоящее имя его было Хираи Таро. Рампо соединил классический европейские детектив с некоторыми чисто-японскими идеями и создал в частности такие шедевры, как "Человек-кресло" и "Наблюдатель с чердака". В книгах Рампо, как в хорошем классическом детективе, действует независимый сыщик, к примеру Акети Когоро.

И эта любовь к сыщику-любителю, зачастую - весьма и весьма эксцентричному - в Японии никуда не делась. Создается впечатление порой, что полиция там (в дорамах) дела вообще не расследует, зато за дело берутся физики и взломщики, модели и гениальные девушки с ретроградной амнезией.

Но обо всем - в хронологической последовательности.

Galileo, 2007 год

Чудак Галилей (Фукуяма Масахару) на лекции. Впрочем, он постоянно пишет загадочные формулы, когда его озаряет. Вот буквально "на заботе тоже написано"
Чудак Галилей (Фукуяма Масахару) на лекции. Впрочем, он постоянно пишет загадочные формулы, когда его озаряет. Вот буквально "на заботе тоже написано"

Этот сериал для меня особенно важен и ценен, потому что с него началось мое знакомство с творчеством потрясающего Фукуямы Масахару, музыканта, актера, фотографа, радиоведущего (подчеркнуть, вписать). Но - по порядку.

"Галилео" - экранизация цикла рассказов и романов известного японского писателя-детективщика Хигашино Кэйго. У нас издавались, кажется, всего две его книги - первый сборник рассказов "Сыщик Галилей" и роман "Самопожертвование подозреваемого Х". Переводы мне не особенно понравились, но прочитать тем не менее советую, чтобы получить представление о том, как выглядит японский детектив. В экранизации есть также некоторые отличия, в частности ввели главную героиню, и хуже от этого не стало.

Итак, наш герой - будущий нобелевский лауреат, тихий университетский гений, любитель растворимого кофе (способен это обосновать научно) и наконец просто красавец профессор Юкава Манабу (Фукуяма Масахару). Есть у профессора прелестный ассистент Курибаяши (Ватанабэ Иккей), лаборатория и студенты, а еще у него есть однокашник Кусанаги (Китамура Казуки), который служит в полиции и прибегает к другу со всякими неразрешимыми загадками. А когда Кусанаги переводят (Юкава облегченно выдохнул, а рано) гениального профессора наследует Утсуми Каору (Шибасаки Ко). И теперь уже она бегает к профессору, чтобы он помог ей разрешить всякие странности: истории с призраками, спонтанные возгорания, и все в таком же духе. И профессор, услышав "это просто невозможно!" со словами "невозможно? кто это доказал?" бросается в расследование с головой. Старательно делая вид, что все это ему совершенно не нравится.

Кусанаги (Китамура) и Утсуми (Шибасаки)
Кусанаги (Китамура) и Утсуми (Шибасаки)

Все истории в "Галилео" очень интересны прежде всего тем, что у каждого есть научное объяснение и расследуются они именно физиком с точки зрения физики. За достоверность, впрочем, не поручусь. У меня в школе по физике, как и у Утсуми, была крепкая тройка из жалости. Во всяком случае, первый сезон привлекает именно своей "научностью" и тогда еще не набившей оскомину фигурой "холодного и надменного детектива". Фукуяма в этой роли безмерно обаятелен, Ватанабэ Иккей добавляет юмора, а Шибасаки Ко создает просто очаровательную, ни секунды не раздражающую героиню. Сериал небольшой, в нем всего 10 серий, и вы его посмотрите за пару дней.

-3

Второй сезон был, к величайшему моему сожалению, огромным разочарованием и не только потому, что прекрасную Шибасаки заменили на Ёшитаку Юрико (которая тоже чертовски мила). Второй сезон полон странных, откровенно филерных серий, а также дел, для расследования которых совершенно не нужна помощь физика. В итоге потерялся и весь смысл, и вся прелесть этой истории.

Зато чертовски хороши оба полнометражных фильма, и "Самопожертвование подозреваемого Х", и "Летняя формула". Я больше люблю второй исключительно потому, что "Самопожертвование" очень мрачная по своей сути история, и к концу от этой мрачности даже немного устаешь.

За пределами Японии, к слову, "Самопожертвование" экранизировали дважды. Корейская версия помнится мне очень смутно, и только тем, что была плоха. Китайская значительно лучше, и из Ван Кая вышел отличный "Юкава". Я бы с таким составом целый сериал посмотрела.

Кадр из китайской версии "Самопожертвования". Взято из сети
Кадр из китайской версии "Самопожертвования". Взято из сети

MR.BRAIN, 2009 год

Тсукумо Рюскэ (Кимура Такуя) и банан. Бананы очень полезны для мозга. Всем есть бананы!
Тсукумо Рюскэ (Кимура Такуя) и банан. Бананы очень полезны для мозга. Всем есть бананы!

Одна из подлинных жемчужин жанра и одна из лучших ролей замечательного актера Кимуры Такуи (который, впрочем, везде хорош, даже в необязательных совершенно к просмотру фильмах). Главный герой этой истории - Тсукумо Рюскэ (пишется 9-10-9, а читается - Тсукумо, а Рюскэ, как у Акутагавы Рюноскэ, только без но). Был он когда-то глупеньким, но безмерно привлекательным, а главное добрым хостом, любимцем женщин (которые, впрочем, считали его идиотом). А потом в один далеко не прекрасный вечер на голову Тсукумо упал щит. Травма головы, больничка, и вот перед нами - гениальный нейролог, занятый познанием собственного травмированного, но гениального мозга. Спустя несколько лет после травмы Тсукумо устраивается работать в Национальный научно-исследовательский центр при полицейском управлении, чтобы положить свои знания о человеческом мозге на службу людям. Нет, чисто теоретически он вообще-то должен заниматься наукой, но Тсукумо по факту влезает в каждое мимо пробежавшее расследование.

Это действительно одна из жемчужин: интересные, напряженные и очень разноплановые расследования, интеллектуальный сыщик, чудесные герои второго плана - каждый яркая индивидуальность - и очень интересная форма повествования. Дело может закончиться в середине серии, сразу же за ним начаться новое, и ты в итоге попросту не можешь оторваться от этой истории. Она, впрочем, недлинная - всего 8 эпизодов.

В ролях помимо Кимуры засветился весь цвет тогдашнего, да и нынешнего японского кино и телевидения: в роли полицейских Кагава Теруюки и Мазушима Хиро; в роли ассистентки Тсукумо и подопытной обезьянки - Аясе Харука; в роли одного из исследователей восхитительный Тотасу Мацумото (крутейший японский рокер и вообще мировой мужик). Роли преступников и жертв играли: Сато Такеру, Накама Юкиэ, Камикава Такая, даже Гакт затесался в роли маньяка (и хорошо так затесался).

А еще это совершенно восхитительная и очень смешная история, где юмор прекрасно разбавляет и драму, и по-настоящему жуткие моменты.

-7

Продолжение следует.

В следующий раз мы познакомимся с загадками закрытой комнаты; с девушкой которая расследует преступление всего за один день; а также с потрясающе невезучим парнем, который начал расследовать преступления, чтобы не угодить за решетку