Структура участников рынка оказания услуг в сфере городского пассажирского автотранспорта
Значение городского пассажирского транспорта трудно переоценить. От уровня его функционирования и развития зависит уровень жизни населения, экономики и культуры в любом городе. Причем, чем больше город по численности населения, тем сильнее ощущается влияние городского транспорта на все стороны его жизнедеятельности. К такому виду можно отнести и наш краевой центр г.Ставрополь, насчитывающий около 450 тыс. жителей[1].
Автор провел анализ экономических реформ в период с 1992 по 2004 гг. на автомобильном транспорте, как Ставропольского края, так и страны в целом, который показал глобальные изменения в управлении и реформирование этой отрасли. Коренным образом изменилась собственность автомобильного транспорта как субъектов оказания автотранспортных услуг.
В настоящее время во внутригородских перевозках пассажиров заняты транспортные средства, принадлежащие как муниципальным предприятиям, так и частным владельцам. Муниципальный транспорт сосредоточен в двух автобусных унитарных предприятиях ПАТП-1 и ПАТП-2, и госпредприятие «Ставропольгорэлектротранс» (в составе которого троллейбусное депо, а также службы контактной сети, энергетики).
В последние годы численность транспортных средств в г.Ставрополе резко увеличилась. Увеличение произошло главным образом за счет автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, и частично за счет расширения парка автобусов индивидуальных предпринимателей, выполняющих перевозки пассажиров на коммерческой основе. На 1000 жителей города в настоящее время приходится 120-150 легковых автомобилей[2]. Плотность маршрутной сети автобусных пассажирских перевозок составляет 3,9 км/км², тогда как по рекомендациям Научно-исследовательского института автомобильного транспорта в больших городах она должна находиться в пределах 2,0 - 2,5 км/км².
По мнению автора, все они должны работать на рынке по вполне определенным правилам. Для того, чтобы определить эти правила, уточним состав участников этого рынка.
Анализ показывает, что многие пассажирские автобусные предприятия в результате экономических преобразований на государственной собственности стали муниципальными унитарными предприятиями, это означает, что согласно ГК РФ собственником этих предприятий стали муниципальными[3].
Из этого следует, что местные власти и их муниципальные пассажирские предприятия являются участниками рынка автотранспортных услуг. И как местные власти, так и муниципальные унитарные предприятия (МУП) должны быть заинтересованы в качественном оказании этих услуг для всего населения города, а их качество определяется в первую очередь стабильной работой предприятия.
Таким образом, во многих городах нашей страны определены главные участники оказания пассажирских автотранспортных услуг - это муниципалитеты и их МУП, действующие на этом рынке согласно заключенным договорам. В договорах оговариваются обязательства сторон, и их права и ответственность.
Муниципалитеты должны согласовывать количество рейсов по маршрутам, схемы движения автобусов и троллейбусов на маршрутах, интервалы, расчетные тарифы и дотацию на покрытие убытков от перевозки пассажиров, в том числе и льготных, которых во многих городах насчитывается половина. Муниципалитеты утверждают тарифы на перевозки на городских и пригородных маршрутах, исходя из своих финансовых возможностей.
Кроме названных участников рынка пассажирских автотранспортных услуг рассматриваемой сферы произошло стихийное возникновение огромного количества автохозяйств, приведшее к превышению предложения услуг над спросом, в основном за счет частных предпринимателей.
Частное предпринимательство – это важный шаг рыночной экономики в сфере городского пассажирского автотранспорта, объективная реальность, и с ней надо считаться[4]. Самый главный участник рынка пассажирских автотранспортных услуг - это пассажир, оплачивающий свой проезд, а также и пользующийся бесплатным проездом в общественном
транспорте.
На первый взгляд, пассажир - пассивный участник перевозочного процесса. Вошел в автобус, если есть льготы, он не платит за проезд, нет их, ему все равно,
куда и кому платить. Для пассажира главное - минимальное время ожидания транспортного средства. После посадки в
транспортное средство - качественное обслуживание: чистота в салонах, объявление остановок, вежливость со стороны водителя и кондуктора.
Таким образом, на уровне города, района, участниками рынка пассажирских автотранспортных услуг являются местные власти, МУП, частные предприниматели и пассажиры.
Как же должны взаимодействовать все участники рынка для удовлетворения своих потребностей? Кто должен регулировать взаимодействия и другие проблемы, возникающие при оказании автотранспортных услуг?
Сложившаяся ситуация на рынке пассажирских автотранспортных услуг требует немедленного разрешения, вкратце она такова: МУП работают по утвержденным графикам, четко соблюдая расписания движения на маршрутах.
На муниципальных автобусах перевозятся льготные категории пассажиров (мало кто из них ездит в коммерческих автотранспортных средствах). Кроме того, ими перевозится и определенная часть населения города, которую устраивает сервис и тариф МУП. Другая часть населения, как правило, «нельготники», более обеспеченная и предпочитает «маршрутные частные автобусы». Их понять можно - нет никакой толкотни, обеспеченное место для сидения. Это право пассажира и никто, кроме него, не может заставить его принять решение: ждать рейсовый автобус или садиться в него, если он подошел к остановке вместе с частным перевозчиком.
Пассажир на остановке не задумывается над тем, есть ли у частного перевозчика лицензия на перевозки, в каком техническом состоянии находится автотранспортное средство, есть ли отметка о прохождении медицинского осмотра водителем, а также какой у него профессиональный опыт.