Проблемы формирования и взаимодействия нормативно-правовой базы пассажирского автотранспорта на региональном уровне
Основой системы пассажирского автотранспорта в условиях рыночных отношений, по мнению исследователя, является взаимодействие трёх основных субъектов рынка: организатора автотранспортной деятельности, оператора рынка и владельца транспортных средств.
Функции организатора автотранспортной деятельности включают: лицензирование и сертификацию, формирование маршрутной сети, установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа, утверждение паспортов маршрутов и расписаний движения, контроль за выполнением норм, и правил выполнения перевозок, безопасности движения и экологической безопасности. Действующими нормативно-правовыми актами указанные функции прямо или косвенно отнесены к компетенции Минтранса РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований[1].
Под оператором рынка понимается транспортная организация, реализующая услуги пассажирского транспорта населению и выполняющая связанную с этим технологию обслуживания пассажиров: предварительную и текущую кассовую продажу билетов, сбор выручки, диспетчерское управление перевозками, предоставление комплекса услуг на автовокзалах.
В междугородном и пригородном сообщении функции оператора осуществляют в основном специализированные предприятия, имеющие в своём распоряжении линейные сооружения и находящиеся в договорных отношениях с владельцами транспортных средств. На городских и части пригородных перевозках функции оператора выполняют муниципальные диспетчерские службы и сами, владельцы пассажирского транспорта. Владельцы транспортных средств - юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке, имеющие собственный или арендованный автотранспорт и непосредственно осуществляющие пассажирские перевозки на основании договоров с организатором и оператором рынка транспортных услуг.
Проводя анализ практической деятельности, построение эффективной системы взаимоотношений между указанными участниками рынка, автор выявил серьезные трудности, по его мнению, они вызваны двумя основными причинами. Первая заключается в многообразии форм собственности и различном юридическом статусе предприятий и организаций, занимающихся пассажирскими автоперевозками, в противоречии интересов участников рынка. Вторая причина - недостаточно отработанная правовая и нормативная база, регламентирующая организационно-экономические отношения.
В настоящее время в Ставропольском крае выдано около 2000 лицензий физическим и юридическим лицам, занимающимся автобусными перевозками в качестве предпринимателей[2]. Основной сферой их деятельности являются наиболее выгодные городские и пригородные перевозки маршрутными такси. Во многих городах края количество маршрутных такси многократно превышает реальные потребности, что ведёт к недобросовестной конкуренции. Растет количество частных и арендуемых автобусов на прибыльных междугородных маршрутах, объем выполняемых ими перевозок в крае достигает 50 %.
Анализ налогообложения, по мнению исследователя, определяет заведомо неравные условия конкуренции для специализированных пассажирских предприятий, имеющих собственную производственно-техническую базу и выполняющих фактически весь объем социально-значимых пассажирских перевозок (в том числе и перевозки пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда). Таких предприятий, находящихся в федеральной и краевой собственности, насчитывается более 30. В связи с длительным экономическим кризисом, ростом цен энергоносители, неполной компенсацией убытков от перевозок «льготников», диспропорцией тарифов и затрат на перевозки, провозные возможности специализированных предприятий составляют менее 10 % от всего количества зарегистрированных в крае автобусов, физический износ подвижного состава превышает 70 %.
Все это отрицательно сказывается на уровне транспортного обслуживания населения и ведет к сокращению количества рейсов на маршрутах, переполнению автобусов, закрытию отдельных маршрутов. Вместе с тем альтернативы государственным предприятиям в социально-значимых перевозках пока нет, и вряд ли она появится в ближайшем будущем.
В целях сохранения и поддержания пассажирских перевозок Законодательным собранием Ставропольского края в 2004году принят Закон «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ставропольском крае». Основное внимание yделено вопросам укрепления системы управления перевозками разграничению функций и полномочий органов исполнительной власти и перевозчиков, созданию равных условий для всех участников рынка транспортных услуг и обеспечению безопасности пассажирского автотранспорта. В соответствии с принятыми законом, постановлениями администрации края сформирована структура отраслевого управления автотранспортной деятельностью: краевая комиссия по регулированию рынка транспортных услуг, государственное краевое учреждение «Ставропольавтотранс» и система базовых предприятий пассажирского автомобильного транспорта. Постановлениями главы администрации края утверждены «Положение о комиссии по регулированию рынка транспортных услуг», «Положение о базовом предприятии пассажирского автомобильного транспорта». «Положение об организации регулярных международных, междугородных пригородных (межрайонных) автомобильных перевозок в Ставропольском крае». Краевая комиссия по регулированию рынка транспортных услуг рассматривает предложения и принимает решения об открытии междугородных и пригородных (межрайонных) маршрутов, отборе и привлечении перевозчиков для работы на этих маршрутах, по представлению органов местного самоуправления определяет базовые предприятия в муниципальных образованиях, даёт заключения по наиболее важны вопросам развития автомобильного транспорта и его инфраструктуры, организует проверки деятельности участников рынка пассажирских перевозок. В задачи государственного учреждения входит проведение единой транспортной политики в крае анализ и оценка уровня транспортного обслуживания, разработка краевых программ автомобильного транспорта и его инфраструктуры, формирование рациональной сети междугородных и пригородных маршрутов, координация деятельности сфере пассажирских перевозок с соседними субъектами Федерации, внедрение отраслевых технологических документов, контроль за обеспечением мобилизационной готовности, разработка проектов нормативно-правовых актов краевого уровня. Базовые предприятия в муниципальных образованиях, наряду выполнением перевозок, предоставляют всем перевозчикам, независимо от организационно-правового статуса, услуги по техническому обслуживанию и ремонту, проведению ежедневного технического осмотра транспортных средств, организации инструктажа и стажировке водителей, оформлению путевой документации.
В процессе исследования автор определил, что базовые предприятия работают совместно с органами местного самоуправления и, по существу, выполняют роль организатора перевозок в своих муниципальных образованиях. Статус базового предприятия может быть присвоен транспортной организации, независимо от формы собственности. Для этого необходимо удовлетворять ряд установленных требований: наличие соответствующих лицензий и сертификатов, квалифицированного персонала, оборудованных классов по безопасности движения, производственно-технической базы и т.д.
Следующим немаловажным моментом является заключение договоров. Как установил автор, все экономические отношения между органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований, базовыми предприятиями, владельцами транспортных средств и операторами рынка транспортных услуг строятся на основе договоров. По мнению автора, такой подход позволяет организовать работу всех участников рынка пассажирских перевозок в рамках единой системы и на основе общих принципов. Следует отметить, что на первое место, при этом ставится согласование интересов всех перевозчиков, возможностей для конкуренции, проведение систематической работы по соблюдению правил перевозок и безопасности движения.
Проведя комплексный анализ, исследователь определил, что в результате проведенных мероприятий в крае удалось добиться определенных положительных результатов. В 2002 -2004 гг. практически стабилизировался объем перевозок пассажиров, доходы (в том числе на городских перевозках) выросли на
34 %, кредиторская задолженность пассажирских автотранспортных предприятий сократились на 3 %, вдвое увеличилось количество предприятий, сработавших с прибылью. При этом наблюдается постоянный рост количества перевозчиков-предпринимателей.
Вместе с тем ряд проблем остается нерешенным. На взгляд автора существенным препятствием является отсутствие законодательных основ регулирования рынка транспортных услуг. В первую очередь речь идет об установлении квот на количество используемого транспорта, в чем заинтересованы сами перевозчики. Это диктуется необходимостью сокращения общественных затрат на перевозки, разгрузку транспортных магистралей, снижение негативных последствий воздействия автотранспорта на окружающую среду. В тесной связи с этим стоит вопрос о возможности применения эффективных мер воздействия по отношению» перевозчикам, систематически нарушающим правила и нормы выполнения пассажирских перевозок. Требует дальнейшего совершенствования и правового закрепления порядок взаимоотношений с транспортными органами соседних краев, областей, республик и государств при открытии маршрутов и выполнении перевозок в междугородном и межобластном сообщениях.
Безусловно, острой проблемой остаётся необходимость обновления и переработки нормативно-инструктивной документации по организации пассажирских перевозок применительно к условиям рыночных отношений.
Автор считает, что решение поставленных вопросов на федеральном уровне даст возможность дальнейшего совершенствования региональных органов управления, позволит коренным образом повлиять на формирование цивилизованного рынка пассажирских перевозок и направить его развитие в интересах государства и общества.