Социально-экономическое управление общественным пассажирским транспортом
Эффективность общественного транспорта это особое понятие, включающее в свой показатель весь спектр финансовой деятельности предприятия. Этот показатель рассчитывается как отношение результатов работы транспорта к затратам на его финансово-хозяйственную деятельность. Результаты представляют собой финансово-кредитную оценку доли транспорта в общем валовом продукте регионе или города, затраты — общую сумму, расходуемую на развитие транспортной системы (субсидии из бюджета и другие источники). Если значение этого показателя больше единицы, то финансовая поддержка транспортной системы целесообразна. Главным условием достижения высокой эффективности управления является взаимосвязанная оптимизация производственной деятельности и состояния системы. Однако в рамках одной модели решить эту задачу не представляется возможным.
На мой взгляд, необходимо дробление общей задачи на несколько локальных, входящих в общую систему задач управления пассажирским транспортом. Эффективный и рациональный подход в создании технической инфраструктуры пассажирского транспорта заключается в обеспечении кратчайших связей: между основными пассажиро- образующими пунктами, в оборудовании этих пунктов необходимыми сооружениями, учете объемов пассажиропотоков и требований комфортного проезда при расчете и выборе оптимального подвижного состава и типов транспортных средств.
Социальная характеристика транспортной системы напрямую связана с понятием «качество транспортного обслуживания», или «качественная характеристика системы». Качественная характеристика — интегральный показатель, характеризующий состояние транспортной системы региона в целом.
Таким образом, в основе социально-экономического управления общественным пассажирским транспортом лежит системный подход, что предусматривает проектирование транспортной системы с учетом пространственных и временных факторов, эффективности принимаемых решений в организации пассажирских, материальных, информационных и финансовых потоков с учетом принципов социологии, что необходимо при моделировании линии поведения пассажиров, рассматриваемых в качестве «живого груза».