Найти тему

Особенности воспроизводственного процесса пассажирскихавтотранспортных предприятий на региональном уровне

Особенности воспроизводственного процесса пассажирских

автотранспортных предприятий на региональном уровне

Важнейшим воспроизводственным звеном каждого экономического субъекта на региональном уровне являются поставщики товаров и услуг. Именно в этом звене целостности воспроизводственного процесса на предприятии зачастую разрываются, и его ход в целом зависит от того, как организован и на сколько функционален рынок пассажиро - транспортных услуг в транспортном пространстве рассматриваемого региона, где происходит движение факторов производства. Эффективность его на этой основе определяется действием целого ряда градообразующих предприятий и хозяйствующих субъектов. Формирование на региональном уровне транспортного механизма превращается, таким образом, в один из основных факторов воспроизводственного процесса, как градообразующих предприятий, так и экономики региона в целом. Общая идея дополнения недостающих звеньев формирования воспроизводственного процесса для предприятий пассажирского транспорта с использованием цепочки ценностей по М. Портеру представлена на рис.1.

НИОРК

Обеспечение

Операции

Маркетинг

Производство

Результат

Потребительские ценности

Финансы, страхование – поддерживают воспроизводственный процесс |

Организация и управление ПАТП

Выбор транспортного обеспечения

Выбор поставщика

Производство

Хранение сырья

Производственная функция

Поставки производственного фактора

Информационное обеспечение

Организация и управление ПАТП

Рис.1. «Замыкание» воспроизводственного процесса предприятий на внешних уровнях.

Объективность разрыва воспроизводственного процесса на ПАТП, по нашему мнению, связано с тем, что сырье, используемое в процессе производства на предприятии, как правило, производится (добывается) и поступает на ПАТП из внешней среды. С другой стороны, пассажирские перевозки (услуги), являются конечным потребительским продуктом, и выступают сырьем (основой дальнейших услуг) для других градообразующих предприятий, действующих в данном экономическом пространстве, и являются в них необходимым фактором процесса воспроизводства.

Таким образом, для анализа процесса воспроизводства, нами объективно выделены пассажирские автотранспортные предприятия, которые осуществляют транспортные передвижения населения для градообразующих предприятий, в целях их хозяйственной и производственной деятельности. Предположив, что ПАТП выступают посредниками в воспроизводственном процессе и обслуживают его, следует принять во внимание все вытекающие от сюда последствия: что является целью функционирования как всей транспортной системы региона, в составе объектов и субъектов, иерархическими уровнями и их соподчиненность. Что в нашем понимание, конкретизируется в следующем:

- в цель функционирования ПАТП входит, перевозки пассажиров и связи населенных пунктов между собой;

- субъектами, для которых непосредственно создается данная система, являются хозяйствующими субъектами (предприятиями - производителями различной продукции, ее потребителями, транспортными предприятиями);

- объектами являются виды пассажирского транспорта;

- уровни иерархии базируются на экономических уровнях, в рамках которых протекает ее функционирование (от уровня района, города, региона и д.п.);

-для осуществления воспроизводственного процесса градообразующих предприятий формируется пассажиро – транспортное обеспечение с четким механизмом увязки функционирования основных субъектов взаимодействия с различными организациями экономической инфраструктуры (финансовыми, страховыми).

Мы считаем, что все выше сказанное не означает постулирования, отсутствия других субъектов участников рынка пассажирских автотранспортных услуг. Однако им следует определить функции поддержки и координации взаимообуславливающих воспроизводственный процесс хозяйствующих субъектов. Связующим звеном при решении как общих проблем взаимодействия базовых субъектов с внешними субъектами социально – экономической направленности (органы администрации, инфраструктурой, кредитными организациями и т.д.) необходим горизонтальный координатор. В функции, которого должно входить обеспечение эффективного функционирования базовых субъектов подсистемы на горизонтальном уровне.

Сопоставление уровней иерархии воспроизводственных экономических подсистем с целью эффективного функционирования пассажиро –транспортных предприятий и организаций регионального уровня дает возможность предположить, уровни нижней, верхней и базовой иерархии. Именно:

- нижним уровнем иерархии для ПАТП могут быть мелкие и частные предприятия ПАТ города, края. Хотя на нижнем уровне тоже осуществляются пассажирские перевозки, и взаимосвязь между хозяйствующими субъектами в них не несет комплексного характера, что не позволяет (или является нецелесообразным) исследовать их в рамках самостоятельной системы;

-в условиях глобализации экономики и росту населенных пунктов внутри городские перевозки, логично перерастают в пригородные и междугородние перевозки, что формирует адекватные для этого процессы и механизмы реализации качественных пассажирских услуг. Это приводит к необходимости и обязательному рассмотрению в исследованиях аспектов связанных с деятельностью сопредельных хозяйствующих субъектов, как функционирование целостного механизма пассажиро-транспортного обеспечения транспортной системы региона.

-основные пассажирские автотранспортные потоки населения осуществляются на уровне района, города. На данном уровне формируется также инфраструктурная поддержка ПАТП (финансовая, экономическая, социальная, экологическая, правовая). Это позволяет отнести уровень города к базовому уровню и основывать исследования на базе городских ПАТП. На уровне региона контролируются районные, городские, краевые (локальные территориальные) перевозки. На данном этапе предусматривается координация пассажирских перевозок в рамках местных, районных, краевых органов самоуправления.