Найти тему
Живопись

Шесть картин: что притягивает взгляды героев

Подлинный художник, творящий в сюжетном жанре, обязан быть и талантливым драматургом. Его картина должна повествовать, раскрывая характеры героев и вовлекая зрителя в перипетии разворачивающегося перед ним события.

Дорогой читатель! Какие элементы полотна, скрытые на изображениях ниже, так сильно волнуют героев знаменитых живописных шедевров минувших столетий?

1. Кого видит в зеркальном отражении девушка?

Карл Павлович Брюллов, 1836, холст, масло. НГХМ
Карл Павлович Брюллов, 1836, холст, масло. НГХМ

Там, где портретист обходится изящным наклоном головы, символичным жестом руки или отблеском чувства в глубине выразительных глаз своей модели; где пейзажист сгущает на горизонте лиловые тучи, или напротив — передаёт эмоциональную лёгкость при помощи оптимистических тонов и яркого света, вдыхая в произведение энергию жизни; там, где на помощь мастеру абстракции спешат понимаемые публикой символы и знаки; мастеру сюжета нужно действо.

2. От кого испуганная барышня пытается скрыться?

Павел Федотов, 1848, холст, масло, ГТГ
Павел Федотов, 1848, холст, масло, ГТГ

Причём — осмысленное, интересное зрителю и (желательно) разворачивающееся сразу на нескольких уровнях. От физического до метафизического, от чётко осознаваемого до импульсивно-эмоционального.

3. Чей музыкальный инструмент так призывает юношу, что последний готов рискнуть своей жизнью?

Джон Уильям Уотерхаус, 1900, холст, масло
Джон Уильям Уотерхаус, 1900, холст, масло

Если живописцу удалось жанровое полотно — значит ему было что сказать этому миру. Даже если исходный посыл был прост и банален — в рамках по-настоящему искренней работы он сможет заиграть новыми красками, дать пищу для ума или доставить эстетическое удовольствие. Поданный достаточно глубоко и технично, под неожиданным углом, он из метафорического алмаза превращается в драгоценный бриллиант, которым можно любоваться бесконечно долго, открывая для себя всё новые и новые грани смыслов и настроений.

4. Куда устремлен взгляд Лжедмитрия I?

Карл Вениг, 1879, холст, масло
Карл Вениг, 1879, холст, масло

Для того, чтобы достичь подобного эффекта, живописное полотно должно включать различные объекты, взаимно влияющие и дополняющие друг- друга. А что может быть выразительнее и глубже, чем взгляд героя или героини полотна, обращённый на ту экзистенцию, что радует или страшит, волнует или отвращает, привлекает или отторгает его/её, формируя таким образом центральную линию сюжета картины?

5. Какую вещицу пытается поймать влюбленный молодой человек, герой картины "На качелях"?

Жан Оноре Фрагонар, ок. 1767, холст, масло. Собрание Уоллеса, Лондон
Жан Оноре Фрагонар, ок. 1767, холст, масло. Собрание Уоллеса, Лондон

6. Что срывает с ветки прелестная итальянка?

Карл Павлович Брюллов, 1827, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Павлович Брюллов, 1827, холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
-7