Найти тему
Дорожная карта

Первая дорога Москвы

Одной из основных причин, сделавших Москву великим городом была ее первая дорога - Чертольский брод. Решение о постройке кремля на вершине холма, к которому и вела та самая дорога, было принято князем Владимиром Мономахом. Он хорошо понимал стратегическое значения брода на реке Москва.

В XI веке противоположной от тогда еще деревни Чертолье (нынешняя Пречистинка) стороне Москва-реки не было поселений из-за того, что место было болотистым. По этой причине село на левом берегу стало ключевым.

В ту далёкую пору из Рязани через Москву в Новгород вёл лишь единственный путь. Далее он шёл через Чертольский брод на реке Москва. Существование переправы на этом важном торговом маршруте сопровождалось, выражаясь современным языком, созданием логистической инфраструктуры по обе стороны реки, включавшей в себя наличие мест для ночлега, столования, складирования, хранения, а также присутствия ремесленников, обслуги и ратников. Налаженная переправа была круглогодичной - в зимнее время грузы доставлялись по льду.

-2

В XIX веке при строительстве Храма Христа Спасителя на этом месте были обнаружены серебряные монеты в большом количестве. Деньги - свидетели большой торговли в Чертолье и пограничного пункта Владимира Мономаха, который монополизировал путь в Залесье, сделав его платным. Таким образом, Чертольский брод - это еще и первая московская платная магистраль.

В XVII веке началась активная христианизация местности и Чертолье становится селом, там строят Всехсвятскую церковь, рушат древнее капище неподалеку и изменяют инфраструктуру с торговой на транспортную. Торжище сходит на нет, а брод застилают деревянным Всехсвятским мостом, чтобы переправа работала даже во времена паводков.

-3

Москва-река славилась своими разливами и приносила еще больший ущерб, чем ставшая потом столичной рекой Нева. Потому решено было устраивать обводной канал, чтобы понизить уровень воды. Землю по окончании строительства сбрасывали на образовавшийся иссушением остров Балчуг. Чертольский брод затопило, и теперь на его месте нужно было сооружать полноценный каменный мост, ведь другой Рязань-Новгородской дороги не существовало. Кроме того, брод служил единственной переправой через реку на пути в Залесье, к местам рыбного лова и лесозаготовок на Оке. Так и заложила царевна Софья с князем Голицыным в конце XVII века каменный мост, который просуществовал вплоть до 1859 года, когда возвели металлические конструкции, а в 1938 году соорудили величественный Большой Каменный мост.

-4

Как причудливо извивается дорога Истории! От брода, сделавшего Москву великим городом, до Большого каменного моста, одной из артерий, ведущей к сердцу столицы, к Кремлю.

Можно писать слово Кремль с заглавной буквы, а брод с прописной, но самому  Кремлю следует помнить, кто на самом деле важнее. Если в политике термин Москва означает кремль, то скрытый смысл понятия Россия – это Брод между Европой и Азией.

Обновление материалов каждый вторник. Следите за новыми историями.