Найти тему
Набокова Юлия

Писательница Лена Обухова: «Когда за тобой стоит армия читателей, договариваться с издательствами легче».

Лена Обухова известна читателю как соавтор серии, которая выходила сначала в электронке на Литрес как «Нормальное аномальное», а затем на бумаге в "Эксмо" под названием «Секретное досье». Сейчас Лена пишет сольные романы в жанре мистики и ромфанта.

Писательница Лена Обухова. Из личного архива
Писательница Лена Обухова. Из личного архива

Лена, расскажи о серии «Секретное досье», которая выходит в издательстве "Эксмо". В ней опубликовано 13 романов в соавторстве с Натальей Тимошенко и еще несколько «сольных» книг. Можно ли читать их независимо друг от друга или стоит по порядку?

Все книги этого цикла — самостоятельные истории, сосредоточенные на расследовании какого-то конкретного мистического «дела». Поэтому теоретически любую книгу можно читать в отрыве от остальных. Но гораздо интереснее, конечно, читать цикл от начала до конца. Тогда видишь, как меняются персонажи и их отношения. Это ведь не только история про аномальное. Это про людей и про то, как на них повлияло знакомство, общение и совместные приключения. Книги второго цикла «Секретное досье. Новые страницы» можно читать отдельно от первого цикла: там свои сквозные линии и частично другие главные герои.

Каково было писать такой длинный цикл в соавторстве? И почему ваши пути разошлись?

Поначалу это было очень весело. Много импровизации, поиски стиля и формата, мы по очереди теряли веру в успех серии и, соответственно, по очереди поддерживали друг друга. Но по мере того, как росло индивидуальное мастерство, стало сложнее находить компромиссы и делить зоны ответственности. Я уже не говорю о том, что в какой-то момент стали фатально не совпадать жизненные графики, и время для совместной работы находить стало все труднее.

Серию «Секретное досье» ты характеризуешь как мистический детектив с элементами хоррора и любовной линией. Чем тебе интересен именно такой жанр?

Тем, что он вобрал в себя все самое интересное для меня. Фильмы ужасов я люблю с детства. Причем мистические страшные истории всегда привлекали меня больше других. Читать я предпочитала детективы: и классические спокойные головоломки в духе Агаты Кристи, и остросюжетные в духе Чейза. Потом, конечно, меня не обошел стороной интерес к романтическим историям. Из этих кусочков и сложилась моя личная формула идеальной истории.

А в жизни тебе приходилось сталкиваться с мистикой?

Нет. Тут я солидарна с моей героиней из «Чудовищ.net», писательницей мистических историй: я бы не стала писать об этом, если бы допускала существование подобных вещей в реальности.

Источник фото - @nabokova.yulia
Источник фото - @nabokova.yulia

Под именем Лены Обуховой выходят твои мистические детективы, в том числе в соавторстве с Натальей Тимошенко. Так же ты автор ромфанта Лена Летняя. Почему ты взяла этот псевдоним?

Это был эксперимент. Было интересно, смогу ли я чего-то достичь в жанре романтического фэнтези, а псевдоним хорошо иметь на случай провала. К тому же у нас с соавтором уже имелся негативный опыт попытки разнообразить жанры под одним именем. «Летняя», потому что, во-первых, мое alter ego появилось на свет летом, во-вторых, я планировала писать под этим именем истории легкие и позитивные. Но потом что-то пошло не так.

В своем инстаграме ты пишешь о писательском пути. Вы с Натальей Тимошенко начинали как сетевые авторы, ваши романы про команду исследователей паранормальных явлений успешно продавались на Литресе, а уже потом вас заметило "Эксмо" и предложило публиковать в бумаге. Что ты посоветуешь новичкам — сразу нести рукопись в издательство или сначала найти читателей в Интернете?

Заметило — это громко сказано (тут должен быть нервно смеющийся смайлик). Сначала просто редактор "Эксмо" Екатерина Неволина дала нам шанс, а само "Эксмо" заметило нас, когда первая изданная ими книга без всякой рекламы внезапно распродала тираж в 3000 экземпляров за 2 месяца и срочно потребовалось печатать доп. Но, честно говоря, от сотрудничества с крупнейшим в России издательством я ожидала большего, чем увидела за эти два года. Это интересный опыт, и его лучше иметь, чем нет. Но сейчас я больше на стороне электронного самиздата: здесь больше контроля, короче дорога к читателю, больше отдача. Конечно, каждый писатель должен стремиться к тому, чтобы его книги присутствовали на рынке в максимальном количестве форматов, в том числе и на бумаге. По-прежнему есть читатели, которые не воспринимают роман всерьез, пока его не напечатают, даже если при этом в его тексте не изменится ни буквы. Но когда за тобой стоит «армия» преданных читателей, договариваться с издательствами немного легче. И тем легче, чем больше эта «армия».

На Литресе появилась твоя новинка «Хозяйка старого дома» из нового цикла «Городские легенды». Эта книга отличается от романов из «Секретного досье»?

Жанр здесь тот же: мистика, детектив, немного хоррора и положено начало любовной линии, которая будет развиваться от книги к книге. Но в данном случае герои не будут разъезжать по всей стране в поисках аномального, оно притаилось в городке, в котором они живут. Еще я «притащила» в новый цикл парочку своих любимых тем из ромфанта: это взросление героини — обретение места в жизни, понимание своих желаний и устремлений — и поиск света в конце темного тоннеля для героя.

Какие книги ты посоветуешь для знакомства новым читателям?

Прежде всего, конечно, предлагаю прочитать «Хозяйку старого дома»: во-первых, она открывает новый цикл, во-вторых, как раз только что вышла в электронном и аудио форматах. И в ней окончательно соединилось все то, что я люблю в историях. Поклонникам бумажных книг могу посоветовать «Чудовищ.net»: она интересна и сама по себе, и как начало моих сквозных линий в цикле «Секретное досье. Новые страницы». Первый соавторский цикл, конечно, лучше читать сначала: можно с «Тайны заброшенной (таежной) деревни», а можно и с «Тишины старого кладбища» — пропустите немного, но в «Тишине» детективная линия, на мой взгляд, ярче выражена. И сама книга сильнее. Если хочется попробовать что-то «без обязательств» (чтобы не тянуло за собой продолжения), то «Город засыпает».

-3