Где мои семнадцать лет? На Большом Каретном... Послушаем мнение Todd Tipton, владельца и преподавателя «NoDa Guitar Studio».
Я хотел бы вовремя узнать, что всё, что я делал, было в значительной степени пустой тратой времени. Чтобы быть справедливым, возможно, мы напрасно сокрушаемся по подобным поводам: мы не можем взять наши текущие знания, запрыгнуть в машину времени, а затем помочь там самому себе. И тем не менее…
Мы не сразу видим проблему. Это как ходить играть в мяч вместе с маленькими детьми. Сначала вам просто весело. По мере того, как вы занимаетесь этим всё больше и больше, вы ощущаете, как становитесь лучше. Но у этих маленьких детей есть действительно хороший тренер. Когда они становятся постарше, вам становится всё сложнее идти в ногу с ними. Вскоре они оставляют вас позади. И тут вы понимаете, что на самом деле у вас совсем немного возможностей. Может быть, это не идеальная аналогия, но тогда можно сказать по-другому.
Часть обучения игре на хорошем уровне использует массу очень важных идей — в ваших интересах. Это понимание того, как работает мозг в процессе запоминания и обучения. Это понимание механики рук и всего тела. Можно пойти дальше и даже углубиться в неврологию. И это всего лишь маленькая часть целого. Я пока ничего не говорил о том, что именно тренировать, почему, и как всё это правильно организовать. Я пока упомянул лишь о том, «как».
Самая большая проблема в том, что ничего из того, что я только что сказал, не кажется важным с самого начала! Если всё, что вы пока делаете — это игра на открытых струнах, можно использовать любую технику, которую вы можете придумать самостоятельно, чтобы всё звучало довольно хорошо. И это будет похоже на успех: такой же успех вы можете почувствовать, играя в мяч с маленькими детьми. Далее что-то сделать должна левая рука. Ничего особенного, тоже что-то очень простое. И опять, немного потренировавшись, можно найти способ заставить всё звучать условно хорошо.
Вскоре эти мелочи постепенно начинают накапливаться. Во многих случаях вы видите, что можете успешно решить задачу. Вы можете взять следующее задание. Но проблема может заключаться в переходе от одной задачи к другой. И тогда вы просите о помощи. Вам помогают? Нет. Вместо этого вы получаете: «Просто продолжайте пытаться, и у вас всё получится». Или «используйте метроном и постепенно увеличивайте темп».
В этот момент всё начинает потихоньку трещать по швам. Но пока ещё никто не видит, что есть проблема. Вы всё ещё играете в мяч с теми же детьми. Они становятся старше. Вы становитесь немного напряжены и должны сосредоточиться, но всё равно ещё можете идти с ними в ногу. Никто вас не направляет, и вы всё ещё искренне верите, что делаете успехи.
Так учатся почти все.
Затем некоторые просто расстраиваются и сдаются. Некоторые пытаются добиться скромных улучшений. По большей части, вышесказанное в значительной степени описывает большинство всех, кто пытался заниматься музыкой. Молчаливое большинство.
Что здесь можно возразить? Мы можем услышать возражения от тех, кто всё же добился значительных успехов таким способом. Но даже большинство из таких в конечном итоге упёрлись в стену. Их техника больше не ведёт их туда, куда они хотят, или они не знают, что дальше делать. Музыка начинает надоедать им. Они на обочине.
Неважно, когда, но эта проблема в конечном итоге обнаруживается многими людьми. А если проблема не обнаруживается, то только потому, что у вас были очень скромные цели и вы всегда были очень довольны тем, чего достигли. И в этом нет абсолютно ничего плохого.
Но вот в чём фишка. Систематическое обучение изменит вас. Это изменит вас таким образом, который вы и не можете представить. Вы начнёте слышать вещи по-другому. Вы начнёте слышать то, чего раньше не слышали. То, что вдохновляет или мотивирует вас, изменится тоже.
И вот что самое грустное: знаете, кому больше всего больно? Люди, которые больше всего любят гитару, больше всех и «страдают». Некоторые умеют играть аккордами у костра и живут совершенно счастливыми. Это всё, что для них значит музыка, и это всё, чего они хотят. Это прекрасно. Но чем больше вы любите музыку, тем больше проблем становится в будущем. И вы не можете предсказать, каких.
И в заключение, вот одна вещь, которую я точно хотел бы знать, когда только начинал учиться играть на гитаре: даже если бы мои цели были очень скромными, я мог бы достичь их гораздо более эффективно и результативно — под руководством компетентного учителя.
По материалам публикации (англ.).
Читайте также: 9 советов гитаристу-самоучке.