С Денисом Дмитриевым мы знакомы с 2007 г. Когда-то я его схантил и переманил в свой проект “Региональные бизнес-новости”. Был у меня свой новостной интернет-портал. А потом…, в общем, Денис сам расскажет. Как был топ-менеджером в Blackberry, как родилась идея стартапа “OKFIL”.
А.Д.: Денис, добрый день! Прежде чем мы начнем наше интервью, ты мог бы в двух словах рассказать, в чем суть твоего бизнес?
Д.Д.: Я собственник компании “OKFIL”. Это оконные фильтры. Мы - эксперты в области воздухообмена. Производим инновационные устройства, которые назвали оконными фильтрами. Их можно установить в любое окно и обеспечить постоянный приток воздуха без уличного шума и сквозняков, с очисткой от выхлопов и вредных примесей. Это очень актуальная тема, с каждым днем она развивается всё больше.
Стартап мы запустили в 2014-м году. Тогда мы работали только в Ижевске и немного в Москве. Сейчас у нас уже 75 городов, 11 стран. Мы активно работаем на экспорт. Я получил определенную экспертность в области экспорта. Мы заняли первое место в экспортном акселераторе Удмуртской Республики. На базе этого опыта мы организовали Торговый Дом “Сделано в Удмуртии”, который будет помогать продвигаться на экспорт и другим компаниям. Это основа того, чем я сейчас занимаюсь.
А.Д.: Отлично. Но с чего-то же всё начиналось? Попробуй вспомнить тот момент, когда тебе в голову пришла эта идея. Бах! Эврика, как у Архимеда. Вспомни это состояние. О чем ты думал? Как собирался действовать дальше?
Д.Д.: В этом плане у меня удачно все сложилось. Идея, пришедшая в голову, быстро нашла реализацию. Я тогда еще жил в Москве, порядка 5 лет работал в компании Blackberry. Управлял подразделением по России и странам СНГ. Жил в центре города. И, как в любом крупном мегаполисе, столкнулся с ситуацией, что невозможно держать окна открытыми и защищаться от уличного шума одновременно. Я жил примерно в 500 метрах от Садового кольца. Это 12 полос движения, дикий шум, невероятное количество выхлопов. Держишь окна закрытыми - дома душно. Открываешь - шум и пыль начинают лететь с улицы.
Я давно уже задумывался о том, что надо бы найти себе такое дело, в котором можно реализовать себя как стартапера. Хотелось быть собственником своего бизнеса. Но при этом просто что-то продавать и зарабатывать деньги не хотелось. Мне захотелось нести реальную пользу окружающим людям. Мир изменить :)
Конечно, это звучит немножко сладко, но я смотрел на количество окон в домах и понял, что не один столкнулся с этой проблемой. Нужно было решение, которое позволяло бы держать окна закрытыми, но при этом дышать свежим воздухом. И я увидел в этом очень масштабируемый бизнес.
Мы подсчитали: в среднем на одного человека приходится одно окно. Это очень грубая аналитика. Но даже если брать Ижевск, то это почти 700.000 окон. Если взять Москву, то это порядка 15.000.000 окон. За 5 лет мы продали 100.000 оконных фильтров…
А.Д.: ...Впереди - еще ого-го сколько!...
Д.Д.: Да! И я активно зову конкурентов работать совместно, говорю им: “Ребята, давайте вместе тему поднимать! Нам хватит на всех”. Когда я приехал в Ижевск заниматься собственным бизнесом, то познакомился с очень интересным инженером. У него было уже почти готовое решение. Удалось быстро построить стартап на основе уже почти готового решения! Я дико доволен, что сейчас в этом бизнесе. Это тренд, это тема экологии и здорового образа жизни. Но могу сказать, что начинать было очень трудно.
А.Д.: Какое самое большое твое достижение было с момента запуска бизнеса с 2014-го года? И вопрос вдогонку: какой был самый громкий, самый памятный провал?
Д.Д.: Когда начинаешь продавать продукт категории, которая еще практически не существует в природе, понять, кому ты должен продавать, как это делать - очень сложно.
Первые два года мы решили работать с рынком уже установленных окон, с развитием по дилерской системе. Ну вот, два года проработали и поняли, что идём не тем путем. Прошли несколько обучающих программ. С вами тоже я активно советовался...
А.Д.: Выдает секреты :)
Д.Д.: Конечно, самое сложное решение - это взять и что-то кардинально изменить, когда ты понимаешь, что идешь не туда. Многие начинают долбить стену дальше головой. В итоге бизнес вообще может умереть. Мы вовремя выявили свою рабочую бизнес-модель. Однако для этого пришлось свернуть всё и запустить заново. Это тяжело.
А.Д.: Это провал или достижение?
Д.Д.: Можно сказать, что и достижение, и провал! Провал в том, что шли не туда и достаточно долго, и денег в этот путь было вложено прилично. Достижение в том, что хватило сил и разумности всё-таки перезапуститься. Это было одним из самых сложных и одновременно самых классных для меня решений.
А.Д.: Денис, ты, безусловно, позитивный человек. Но бывают моменты, когда чуть уменьшается вера в себя или вера в команду. Где-то добавляются внешние факторы и обстоятельства. Все в легкой панике: фондовые рынки, валюта. Коронавирус еще. Где ты в таком случае берешь силы для мотивации? Как поддерживаешь себя в ресурсном состоянии?
Д.Д.: Знаете, я часто вижу вопросы в духе “Чем мне заняться?”, “Поделитесь опытом с молодежью?”, “Как свой бизнес начинали?”, “Что посоветуете начинающим?”. Для себя я понял очень важную вещь: заниматься нужно тем, от чего получаешь удовольствие. А если ты занимаешься тем, от чего получаешь удовольствие, то ты, по крайней мере, от этого не устаешь. Я от этого кайфую. Ты всегда находишься в позитивных эмоциях. Что-то небольшое сделал - даже просто коммерческое предложение закончил и отправил - и на душе уже хорошо: как классно, я сейчас им помогу! Я же не втюхиваю, а помогаю :)
С командой мне тоже повезло. Собралась именно такая команда ребят, которые разделяют со мной мои ценности. Вместе мы пережили достаточно непростые времена. Когда мы шли в B2B-сегмент, нас просто открытым текстом посылали. Прямым торговым языком. Переживать это было тяжело. Но к концу 2018-го года мы увидели обратный интерес со стороны покупателей и сейчас нас это просто дико мотивирует. Значит, все предыдущие годы мы все это выстраивали не зря. Мы сформировали спрос. Поэтому, когда ты занимаешься любимым делом, ты просто от него не устаешь.
Мне еще нравится в этом плане Марк Цукерберг. Возможно, сейчас кто-то не разделит мои взгляды. Его слова: “Люди, которые разделяют работу и личную жизнь, наверно, занимаются не тем, чем бы им стоило заниматься”. Если ты живешь своей работой, то ты ей действительно живешь. Ты получаешь удовольствие и зарабатываешь хорошо. Еще и пользу людям приносишь. А если ты занимаешься не тем, что тебе нравится, то и бизнес твой, скорее всего, не несет никакой пользы другим. Значит, ты что-то впариваешь и втюхиваешь. А это не мой выбор.
А.Д.: В тех словах, которые ты говорил, я уже увидел классный заголовок. Денис Дмитриев, OKFIL: мы приносим пользу :) Денис, а какие три ключевых момента ты бы хотел улучшить лично в себе?
Д.Д.: Я точно знаю, что хочу больше читать. Я ненавижу читать)) Но я понимаю, что это необходимо делать, подпитываться информацией. Многие успешные люди читают по одной книге в день. Для меня это слишком, мне хотя бы одну книгу в месяц... И то такого еще не было ни разу! Честно говоря, я не знаю, как с этим работать. Я пытаюсь использовать какие-то другие формы обучения. Пробовал видео-уроки. Пробовал краткие содержания читать - но они часто искажают смысл содержания.
Мне сейчас очень по душе методы геймификации, и я активно применяю ее у себя. Это как раз то, чем занимаетесь вы, и на что мы обратили серьезное внимание. Пусть это прозвучит в качестве рекламы, но это реально работает.
Когда ты обучаешь людей в формате игры, они прислушиваются к тому, что говорят, поскольку им это интересно, нежели когда им просто читается лекция. Тогда они просто засыпают.
Я точно такой же: читаю первые 5 страниц и засыпаю. А когды ты постоянно находишься в драйве, то это круто. Геймификация только-только развивается, но я считаю, у нее огромное будущее. Мы сейчас пытаемся применить этот подход у себя в системе мотивации. Люди, которые покупают франшизы, достаточно часто бывают не профессионалами в сфере бизнеса. Геймификация помогает в том, чтобы им было интересно. И мы пытаемся тоже применить систему геймификации. Это сложно, но это очень круто и интересно. Поэтому хочется научиться потреблять больше полезной информации. Но в том формате, который тебе лично подходит.
А.Д.: Отлично! Целый один пункт назвал. Давай еще два!
Д.Д.: К сожалению, сейчас работа достаточно сидячая. Надо много писать, много делать звонков, составлять много документов. Хочется внедрить спорт в свою жизнь. Спорт приносит и эмоциональное удовольствие, выделяется больше эндорфинов. Но я, прямо скажем, не любитель спорта :) Надо думать. Может, из этого тоже однажды вырастет какой-то бизнес, если я решу этот вопрос для себя. Можно будет масштабировать это и на других.
И я проработал в последнее время достаточно много в иностранных компаниях. Я пытаюсь перенести те ценности, которым меня там научили. Так складывается, что те люди, которые работают в заграничных компаниях, себя чувствуют профессионалами. Они отвечают за ту работу, которую делают. С ними ты ведешь диалог. Поручаешь работу, они делают. Если не сделают - объясняют, почему. Если не получается - говорят, что не получается, и что нужно найти кого-то другого для исполнения задачи.
В российском бизнесе все-таки требуется достаточно жесткая рука. Как ни крути, приходишь все равно к этому. Мы пробуем принципы “бирюзовых компаний”, а это большая тема. Исходит это, конечно, от меня. Я достаточно мягкий управленец, и мне нужно, чтобы люди могли сами принимать решения. Отчасти у нас получилось. Сформировалась такая команда, которая умеет принимать решения сама. Но если говорить про продажи, то там, как ни крути, требуется достаточно жесткая рука. Мне хочется сформировать в себе эту определенную жесткость в направлении продаж. Этого требует сама команды.
А.Д.: А может, просто взять в команду человека с необходимыми личностными качествами?
Д.Д.: Я проходил этот путь уже неоднократно: нанять генерального, нанять коммерческого директора. Полностью уйти от управления. Не получилось ни разу. Возможно, это я делаю что-то неправильно. В долгосрочной перспективе работа ни с кем не складывалась. Приходится формировать эти навыки в себе. Все консультанты, с которыми я разговаривал, говорят “Денис, ты какие-то сказки рассказываешь! Сначала ты должен пройти весь этот путь сам”. А как же все эти крупные компании с советами директоров? У них же есть управленцы.
А.Д.: Денис, у тебя все впереди: и крупные корпорации, и совет директоров. Миллионы окон еще пока без фильтров!
Д.Д.: Это и есть третий фактор. Быть немножко пожестче.
А.Д.: Задам финальный вопрос. Опытом ты умудрен, повидал достаточно. Можешь дать три фишки, три умные мысли или совета людям, которые только начинают свой путь в бизнесе, или мечтают о том, чтобы запустить свой проект?
Д.Д.: Давайте основываться на моем опыте - то есть, не ко всем это может быть применимо. Что я понял, когда переходил из наемного управленца в собственный бизнес: мне казалось, я мог применить все свои качества и навыки в новой для себя сфере. А попал вообще в другой мир. Я начал учиться всему практически с нуля.
Второе: мне в начале моей карьеры внушили, что сначала нужно пройти всё, от низов до верхов, самостоятельно, чтобы понять, как это работает. Но я бы наверно поступил иначе. Сейчас я вижу ребят, которые окунаются в бизнес сразу. Возможно, если бы и я так сделал, то сейчас достиг бы гораздо большего. Но я не жалею о своем пути, это тоже колоссальный опыт. Более того, это дает еще и связи. Поэтому мой совет: если есть свой бизнес, пробуйте и учитесь сразу на нём.
Третий совет: делаю акцент на том, что лучше заниматься тем, что тебе нравится. То, что ты делаешь хорошо. Очень часто люди визуализируют себе мечту в стиле “хочу быть актером”, хотя сам по себе человек далеко не актер. Но все равно идут и бьются головой. Если ты хорошо ведешь переговоры - веди переговоры, строй бизнес на этом. Умеешь что-то изготавливать - строй бизнес на этом. Это будет приносить тебе хорошие деньги, потому что это будет востребовано, если ты делаешь это хорошо. Это то, что пережил я.
А.Д.: Спасибо! Между прочим, Денис часть своего карьерного пути проходил и в рамках “Консалтинговой группы Донских”. Очень классно, что у него сейчас своя крутая фирма! Еще и мирового уровня. С лейблом “Сделано в Удмуртии”.
Материалы по теме:
- Сеть хинкальных "КИНЗА". Нужно делать то, от чего у тебя мурашки
- Михаил Мельников. Про путь джедая
---------
Подписывайтесь на мой канал, обращайтесь в личку в социальных сетях с вопросами и предложениями.
Пишите в комментариях свое мнение по этой статье. Мне очень интересно.
Ну и ставьте лайки, если конечно статья понравилась.
Еще больше полезной информации на donskih.ru
Подпишитесь на нашу страницу Facebook или вступите в группу VKontakte, чтобы оставлять свои комментарии и следить за важной информацией!
---------