Судьба Марины. СССР, 1954. Режиссеры Исаак Шмарук и Виктор Ивченко. Сценарист Лидия Компаниец. Актеры: Екатерина Литвиненко, Николай Гриценко, Татьяна Конюхова, Нонна Копержинская, Александр Сердюк, Михаил Кузнецов, Борис Андреев, Леонид Быков и др.
Мелодраму Исаака Шмарука (1910-1986) и Виктор Ивченко (1912-1972) «Судьба Марины» (1954) за первый год демонстрации в кинотеатрах посмотрело 37,9 миллионов зрителей: это даже чуть больше, чем показатели боевика «Одиночное плавание» (1986, 37,8 миллионов зрителей).
Казалось бы, фабула «Марины» не предвещала особой кассовости: выучившись на агронома, муж возвращается в родной колхоз и тут же упрекает свою жену Марину в необразованности, а потом бросает ее с ребенком и подается назад, в город. Но Марина не промах – она не только работает и учится, но и становится Героем Социалистического Труда!
Но режиссеры Исаак Шмарук («Без вести пропавший», 1956 и др.) и Виктор Ивченко («ЧП. Чрезвычайное происшествие», 1958; «Иванна», 1959; «Гадюка», 1965 и др.) сумели сыграть на мелодраматических струнах так эмоционально, что заманили в кинозалы десятки миллионов людей…
Да так заманили, что и сегодня, в XXI веке, зрители с удовольствием смотрят «Судьбу Марины»:
«Хороший фильм. И сейчас по-прежнему смотрится. И прекрасные актёры. Совсем юный Леонид Быков, а уже так прекрасно сыграл. Тоже самое и Конюхова. … Ну и, конечно же, Михаил Кузнецов - такой естественный, такой редкий актер. Актер, который привлекает в любой роли и в любом фильме» (Артемида).
«Актеры в "Судьбе Марины" играют замечательно, но лучше всех, конечно, Нонна Копержинская - Мотря и Борис Андреев - Матвей. Как-то так ухитрились сделать, что даже сегодня перерождение этой парочки лентяев в ударников колхозного труда не вызывает саркастической усмешки» (Л. Фуч).
«А ведь фильм мудрый... рассказывает о том, что утеряно и то, что требует восстановления - ответственность за семью, за свой труд, за страну не только каждого, но и "всем колхозом". Пора уже ветки в метлу собирать, чтобы сломать нельзя было. Фильм интересен тем, что знаменитые актёры в будущем, у них здесь только актёрская жизнь начинается» (Телезритель).
«Фильм дивный, о человеческих отношениях: любви и предательстве, дружбе, о том, что в работу, в дело, которым занимаешься, надо вкладывать душу, и тогда у тебя все получится» (С. Кочук).
«Этот фильм увидела впервые. Вроде бы ничего особенного в этом фильме нет, ни дорогих съемок, ни лихо закрученного сюжета, но до чего же интересно было его посмотреть. Фильм добрый и мудрый» (В. Олеговна).
Но надо сказать, что и в советские времена кинокритики приняли «Судьба Марины» в общем-то одобрительно, отмечая, что это "один из немногих советских фильмов тех лет о колхозном селе. Он широко шел по стране, вызвал большую прессу. Его недостатки были очевидны — прямолинейное деление персонажей на «хороших» и «плохих», элементы украшательства. Но было в картине и другое — счастливо увиденный в жизни характер во всей правде чувств. И эту правду режиссеры стремились раскрыть на экране. Зрители встретились с живыми людьми, решающими свои нелегкие проблемы, увидели на экране убедительные приметы действительности" (Корниенко, 1975: 164). Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. М.: Искусство, 1975. 240 с.
Итак, это были мнения кинозрителей и кинокритика.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020