Так или иначе, мы больше судим по себе, а я отношу себя к правдолюбам, поэтому по-умолчанию, принимаю людей за чистую монету и доверяю им. Однажды я поняла, что меня постоянно и систематически обманывают, сначала это было безобидно, потом больно ранило. Все случаи лжи вскрывались совершенно случайным образом.
Несмотря на "звоночки", я никогда не устраивала проверки с поличным. К тому же всему всегда находились объяснения, а чему не находились, казалось, это было не столь важно. Паутина лжи окутывала меня, а я искала причину в себе.
Чему я должна была научиться в этих отношениях? Перестать быть правдолюбом? (Что вряд ли.) Быть подозрительной и меньше доверять людям? (Что тоже крайне сомнительно.) Или научиться прощать и отпускать даже когда больно? (Уже теплее, похоже на то.) И понять, что есть события и вещи в жизни, которые от меня не зависят и которые в гармонии с природой сами по себе, нравится мне это или нет? (Кажется, это в точку).
Конечно, все обманывали хотя бы раз в своей жизни. Люди лгут по разным причинам:
* чтобы выглядеть в глазах других людей положительно;
* чтобы получить похвалу или быть на фоне других людей более выигрышным (здесь же "очернение" других людей);
* чтобы не ругали, избегание критики;
* чтобы получить желаемое.
И есть ещё одна категория - ложь во спасение - когда люди врут, чтобы спасти себя или близких людей, если им угрожает реальная опасность.
Если мы разберём по полочкам любую из этих ситуаций лжи, то поймём, что всех их объединяет одно: проблемы стабильной самооценки. Человеку, имеющему адаптивное здоровое представление о себе, врать незачем просто (оставим в стороне сознательную ложь во спасение). Все это манипулятивные рычаги для повышения самооценки. А если это постоянная ложь, то она становится как доза для наркомана. Ложь - похвала - скачок эндорфинов - наслаждение - спад - новая ложь. Именно так выглядит жизнь патологического лгуна.
Данный тип личности был описан ещё более 100 лет назад французским психиатром Эрнестом Дюпре, и называется Мифомания. Сама по себе патология не является отдельной психологической болезнью и её следует рассматривать как симптом в совокупе с настоящими более серьёзными проблемами в психике человека.
Считается, что проблема зарождается в детстве, когда, солгав, ребёнок обнаруживает, что его хвалят. Чем интереснее он расскажет историю, тем больше получает оваций. Если мы уже выяснили, что имеем дело с проблемной самооценкой, то можно выделить здесь также :
* дефицит внимания родителей;
* чересчур высокая критика неудач и непослушания;
* возможно применение физического насилия по отношению к ребёнку в семье;
* сложные взаимоотношения между родителями, а также несогласие по поводу мер воспитания.
Ребёнок либо уклоняется от критики и ремня, либо привлекает таким образом к себе внимание.
Однако, есть интересный факт, что в 2005 году в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анжелесе проводилось исследование, согласно которому научно подтверждено, что мозг патологического лгуна отличается: в префронтальной коре мозга патологических лжецов на 14,2 % уменьшен объём серого вещества (нейронов) и на 22 % увеличен объём белого вещества (нервных волокон). Поэтому патологические лгуны склонны много фантазировать и искренне воспринимать свои фантазии за действительность.
Есть несколько невербальных сигналов, которые помогают понять, что собеседник вам врет. Описывать их не буду, потому что в случае с патологическим лгуном это не работает . Он так сильно вживается в свою придуманную роль, что практически не выдаёт себя.
Распознать его можно далеко не сразу и только по отрывочным нестыковкам в речи и действительности. Но даже уличив его в обмане, вы рискуете попасть под его новую ложь, так как страдающий мифоманией будет выкручиваться до последнего, придумывая новые факты (помните, что он боится критики и будет всячески её избегать?).
Стоит отметить, так как это изменение мозга, то стать патологическим лгуном можно также и после серьёзной травмы головы.
Можно ли вылечить человека от мифомании? Очень сомнительно.
Во-первых, есть фактор, применимый к любой проблеме: человек сам должен признать, что проблема реальна и искренне захотеть избавиться от неё. Как и алкоголика, невозможно заставить человека избавиться от пагубной привычки.
Во-вторых, честно, я искала, но не нашла описанные случаи полного излечения от патологического вранья. Опять же сравню с алкоголизмом, можно лишь на время завязать, а на какое время - это решать самому владельцу проблемы.
В-третьих, мифоманы чаще всего не осознают существование проблемы, они искренне верят в то, что придумывают и не считают это проблемой вовсе.
Поэтому лучше держать дистанцию с данной категорией людей, если уж вам довелось с ними столкнуться в своей жизни. Тем более, что процент их существования на планете крайне мал. Вы же не хотите прожить в роли собаки-подозреваки всю оставшуюся жизнь?
©ЛАНА СВЕТЛАЯ