В качестве эпиграфа:
– Эй, хозяин! Готово – принимай работу!
– Хм, но вот тут пятна проглядывают, надо бы замазать…
– Да ла-адно, и так сойдёт!
– Да нет же – вот пятна – надо замазать.
– Чёрт, вот зануда…
«Нужно уметь прощать», – это проповедуют и религиозная мораль (по крайней мере, в христианстве), и многие духовные школы. Понятно, для чего это нужно – для собственного здоровья. Для поддержания внутренней гармонии, душевной чистоты и психоэмоционального равновесия.
Но состояние прощения и внутреннего спокойствия – не должно отменять поиска справедливости и борьбы за справедливость.
Что такое «справедливость»? Это, возможно, один из главных вопросов всей нашей истории, нашей цивилизации. Справедливость – это социально-духовная абстракция, понимаемая многими интуитивно. В том-то и проблема – каждый понимает её на свой лад, у каждого своя интуиция и своё субъективное ощущение справедливости. Попробую хотя бы в общих чертах и очень приблизительно сформулировать это как математик, как логик и рационалист:
Справедливость – это оптимальное состояние общества, это наиболее приемлемый компромисс в отношениях всех со всеми, это максимальная удовлетворённость потребностей и интересов каждого при минимальных уступках и жертвах по отношению к другим и со стороны других.
Такое оптимальное состояние очень неустойчиво – его нужно бережно охранять и поддерживать.
…Есть притча:
Два странствующих дервиша, учитель и ученик, вышли на берег реки. К ним подошла женщина – по всему было видно, что распутница, падшая грешница. Она попросила перенести её через реку, на другой берег. Учитель перенёс. Они с учеником двинулись дальше. Ученик был задумчив и через некоторое время пробормотал: «Учитель, и как ты не побрезговал к ней прикасаться…» Учитель ответил: «А, ты про ту несчастную? Так я же только доставил её до берега – а ты вот, я вижу, до сих пор несёшь её на себе».
Идея притчи понятна. Как сказала моя знакомая: «Даже если человек тебе сделал плохо – нужно просто улыбнуться и пойти дальше. И будешь мудрей его».
Да, это, может быть, хорошо с точки зрения собственного душевного здоровья. Но это в корне неконструктивный подход с точки зрения общества, если посмотреть на вопрос глобально.
С точки зрения общества в целом – это всё равно, что просто закрыть глаза на явные огрехи в работе маляра-штукатура, диалог с которым был приведён в эпиграфе. Для общества подобные проявления индивидуального великодушия-снисхождения частенько оказываются «медвежьей услугой».
Не нужно закрывать глаза на проблему. Не нужно замалчивать её и предавать забвению. Нужно вернуться к ней и тщательно её проработать. Простить – не значит забыть.
…Вспомнилась фраза из одного фильма. Произнёс её судья: «Если всех судить по справедливости – то клеток на всех не хватит».
Да, есть и такая позиция. Но я считаю, что это всего лишь оправдание. Оправдание несовершенству системы защиты и восстановления справедливости. А её, эту систему, нужно совершенствовать всегда и никогда не останавливаться в данном процессе…
И совершенствовать её, конечно же, не увеличением количества «клеток» – в этом судья из фильма прав. И верно он добавил тут же: «На каждое преступление должно найтись своё милосердие».
При мести (а лучше сказать, при возмездии), единой с прощением, причинение вреда и ущерба объекту возмездия-наказания не является самоцелью.
Вы не ставите себе цель убить его, уничтожить, заставить страдать… Задачи у вас другие:
- нейтрализовать те опасности, которые несёт в себе этот человек, не допустить повторения тех бед, которые произошли из-за него, защитить других людей от той боли, которую он причинил вам;
- вызвать у него, по возможности, чувство Раскаяния, вызвать у него Переосмысление, побудить его принести Извинения, компенсировать вашу обиду, загладить вину, исправить ошибки, искупить грехи.
«Судят обычно не тех, кто виновен, а тех, кого поймали».
Это, пожалуй, самая большая проблема на пути поддержания в обществе Культуры Справедливости, Привычки к Справедливости. Нюрнбергский процесс состоялся над фашистами только потому, что их тотально победили, разгромили в пух и прах. А миллионы других, более изворотливых преступников избежали осуждения – или хотя бы обсуждения. Миллионы других страданий остались не возмещены – боль осталась неутолённой.
По-хорошему, Нюрнбергским Процессом нужно было бы пройтись по всей истории человечества…