Найти тему
Здоровье Среда

Варшава, горящие днем фары и тапочки «ни шагу назад»

Оглавление

К началу 90-х предприятия стали потихоньку закрываться, а полки магазинов начали пустеть. Что оставалось делать предприимчивому народу, народ начал искать каналы, чтобы пополнять эти полки. Поначалу была открыта Польша, откуда народ в частном порядке начал завозить нужные товары.

У меня особой тяги к предпринимательству не было, но в качестве путешествия заодно с народом, почему не съездить в столицу Польши. Мне сотоварищи говорят, а что ты пустой собираешься ехать, бери дрель, покупай кожаные, домашние тапочки «ни шагу назад» и оправдаешь свою поездку. Странно, что в Варшаве нет домашних тапочек, или они предпочитают только кожаные, долгоносящиеся?

Варшава, Костёл визиток.
Варшава, Костёл визиток.
Костёл визиток - одна из самых известных церквей Варшавы с необычным (для религиозных сооружений польской столицы) фасадом в стиле рококо. Этот сакральный памятник был завершён в 18 веке. Церковь известна тем, что здесь некоторое время на воскресных богослужениях играл великий Фридерик Шопен [1].

Кстати о тапочках, откуда пошла такая мода, открытой пятки? Не знаю, то ли быль, то ли правда. Во время ответственного сражения японские солдаты надевали ботинки с открытой пяткой, чтобы во время атаки противника солдаты не пятились назад, иначе потеряют обувь. Идея конечно оригинальная, но не эффективная. Когда противник принудит бежать, то босиком еще быстрее можно улепетывать.

Говорят, что идея подобной обуви пришла из Китая, а прижилась в Японии и стала традиционной: гэта, дзори и варадзи. Отличие названий, в основном из-за подошвы. Гэта – один из самых известных типов традиционной японской обуви (деревянные сандалии), который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Варадзи — это соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Для влажного японского климата, открытая обувь оказалась весьма кстати. Она легко надевается и снимается, что важно в культуре, в которой обувь часто приходится снимать.

Но мы же не в Японию собрались, а в Польшу, поэтому прихожу в обувной магазин и покупаю все кожаные тапочки. Набралось 39 пар разных размеров, продавщица с удивлением спрашивает: зачем вам столько? Отвечаю, хочу организовать национальный ансамбль тапочников. На том и разошлись.

Едем, стучат колеса вагонные. В Бресте ночью под вагонами меняют колесные пары. С Николаевской широкой колеи пересаживаемся на узкую – европейскую.

Варшава

На следующий день высаживаемся в Варшаве. Бывалые торговцы ведут нас в польское студенческое общежитие, где мы и поселяемся на неделю.

Что меня поразило в Варшаве – это включенные фары автомобилей в дневное время. Я интересовался у поляков, почему автомобили днем ездят с зажженными фарами, у вас что, бензин лишний? А причем тут бензин? Они никак не могли связать, как это электрические лампочки могут потреблять бензин. Объясняю, чтобы лампочки горели, нужно крутить электрический генератор, и чем больше включено осветительных приборов, тем больше нагрузка на двигатель, который и поедает этот бензин или солярку. А-аа.

Спустя десяток лет и наши автомобилисты включили фары в дневное время, бензина тоже не стало жалко.

Рынок

На следующий день едем на рынок. Ко мне сразу подходит парень и задает на чисто русском один вопрос:

– Почем тапки?

– Почем, почем возьмешь? Поторговались и парень забрал оптом 38 пар, одну забраковал, оказалась по цвету не парная.

Варшавский рынок.
Варшавский рынок.

Следом подходит поляк, говорит по-польски и одно слово по-русски – «вертарка». Нет, вертарка это тоже по-польски. Забирай, товарищ поляк русскую, самую надежную дрель. Наверное, пользуется ей по сей день.

На следующий день едем на самый крупный рынок Польши – Стадион. Здесь возник огромный рынок под названием «Ярмарка Европа», который быстро стал одним из крупнейших в Европе.

На бывших трибунах, вокруг футбольного поля идет бойкая торговля всего и вся. Посредине трибун, вокруг стадиона, проходит пешеходная зона, по которой идет шествие: впереди цыганские дамы в длинных и разноцветных юбках. Поодаль спортивный мужчина, в окружении таких же молодцев, катит коляску, на которой, как на троне восседает маленький человечек (явно не ребенок) и на маленькой скрипочке выводит жалобные мелодии. Импровизированный концерт – соло на скрипке с цыганскими подпевками. Господа, торговцы, где вы такое еще увидите и услышите, раскошеливайтесь, кто сколько может, кидай прямо в шляпу!

Забавно и грустно, от навеянной музыки и от того положения людей, которые прибыли на стадион не на футбол и не за зрелищами. А сколько людей оставили здесь, в этой сутолоке понаехавших людей, своих денег, украденных и обрезанных сумочек. Обрезались даже «напузники», такое вот веселое с концертами время.

В 2007 году Польша и Украина получили право на совместное проведение чемпионата Европы по футболу. Торговля была прекращена, а на месте «Стадиона Десятилетия» построили Национальный спортивный центр с новым национальным стадионом. Период «базарного капитализма», через который прошла, пожалуй, каждая страна Центральной и Восточной Европы, завершается.

-3

Меня не интересовали тряпки и башмаки, развешанные и расставленные повсюду, мне нужен был двух кассетный магнитофон. И в одной из лавок я такой купил, потратив все заработанные деньги. Довольно большой корпус, по бокам цеплялись две колонки, на которых высвечивалась цветомузыка. Шик, блеск. Вот с этой одной музыкой я и вернулся домой. Нет, я еще купил ананас, для праздничного стола по случаю приезда.

Через какое-то время, наигравшись, я отнес красивый магнитофон в комиссионку.

Фридерик Шопен

Фридерик Шопен.
Фридерик Шопен.

Рынки мне больше не нужны, поэтому пора более детальней познакомиться с Варшавой. Поедем к Фридерику Шопену, в парк, послушаем музыку польского маэстро.

Поляки любят Шопена и гордятся им, по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле, место его рождения.

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория.

С 2001 года польский аэропорт в Варшаве носит имя Шопена.

Интересная деталь, тело композитора захоронено в Париже, а его сердце было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Церковь Святого Креста.
Церковь Святого Креста.
Церковь Святого Креста - памятник в стиле барокко, построенный в первой половине 18 века. Церковь была взорвана немецкими войсками и восстановлена в послевоенные годы.
Мать Шопена была музыкально одаренной женщиной, постаралась привить эту любовь и сыну. Занимались с ним и пианисты, к примеру, Войцех Живный начал заниматься с 7-летним мальчиком. Исполнительский талант мальчика развивался настолько стремительно, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его[2].

Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень [1].

В 1830 году Шопен отправился на гастроли в Европу, и после этого так и не вернулся обратно в родную Польшу.

Во Франции он знакомится с разными музыкантами, которые лестно отзываются о его таланте исполнителя.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.

Композитор не создал ни одного монументального произведения, но зато его полонезы, ноктюрны, вальсы, сонаты, этюды и подобные произведения широко известны музыкантам и просвещенной публике.

Бронзовый памятник Ф. Шопену в парке Лазенки.
Бронзовый памятник Ф. Шопену в парке Лазенки.

Ветви ивы превращаются в длинные пальцы музыканта. Памятник Фредерику Шопену в варшавском парке Лазенки – одна из самых узнаваемых достопримечательностей польской столицы. Он изображен на марках, открытках и прочей сувенирной продукции.

Памятник, открытый в 1926 году, во время войны был полностью уничтожен фашистами. На свое законное место памятник (восстановленная копия) вернулся в 1958 году.

Вокруг скульптуры установлены скамейки для всех, кто хочет послушать музыку Шопена. В теплое время года каждое воскресенье здесь проходят концерты, на которых звучат произведения великого композитора. Этой традиции уже более 60 лет.

Польша, что посмотреть, на что надеяться?

Парк Лазенки.
Парк Лазенки.
Вилянувский дворец.
Вилянувский дворец.

Вилянувский дворец - великолепный барочный комплекс 17 века, который был задуман как летний дворец для польских королей.

Варшава стала столицей довольно давно – в 1596 году, которую перенесли из Кракова когда там в королевской резиденции вспыхнул пожар. Во время Второй мировой войны город был сильно разрушен. Во время восстановления старались придерживаться истории, стараясь воссоздать архитектуру XVII—XVIII веков.

Река Висла делит город на две части – на правом берегу расположены жилые районы, на левом берегу находятся отели, административные здания и большинство достопримечательностей. Жемчужина Старого города – Королевский дворец, отстроенный в 80-х годах прошлого века. Интерьеры особняка воссоздают внутреннее убранство в стилях барокко и классицизма. Президентский дворец, Уяздовский замок, Лазенковский дворец, в общем, архитектура интересная и разнообразная.

В заключение данной статьи, замечу, что Польское руководство недолюбливало Россию, продолжает это делать и сейчас. В 1954 году улицу им. В.И. Ленина в Варшаве переименовали в улицу Винни-Пуха, одного из самых популярных сказочных персонажей Польши.

Эта нелюбовь складывалась из-за сложных перипетий между нашими странами. Вся история, насколько ее можно охватить, связана с завоевательными и освободительными войнами между соседними государствами. Польшей, Литвой, Швецией, Турцией. Соседи постоянно поглядывали на восток, на широкие русские равнины. Эпизодически развязывались войны: Русско-литовские войны, Русско-польские войны. Поляки даже несколько раз захватывали Кремль, но Российское государство никогда не было под пятой поляков. В то же время Польша несколько раз была под управлением русского престола.

Все соседи Российских земель не прочь были поживиться славянскими просторами. Фактически это происходит и сейчас.

История древняя, там всякое было, но и современная история не дает повода для оптимизма, после того как в 1999 году Польша вступила в НАТО.

О разрушенной Варшаве и нелюбви к России и о том, что 600 тысяч бойцов Красной Армии полегло при освобождении Польши, следует написать отдельную статью.

1. Фредерик Шопен, 24СМИ / https://24smi.org/celebrity/3992-frederik-shopen.html

2. Фридерик Шопен, Википедия / https://clck.ru/JALpy

Не забывайте подписываться на канал, ставьте лайки.

Варшава
2380 интересуются