В XVII в. флоты большинства европейских стран стали пополняться все более крупными и хорошо вооруженными кораблями, постройку которых сделало возможным развитие судостроения. Задачи флота уже не сводились к защите собственных берегов, зачастую главным назначением становились плавания с целью открытия новых земель (и последующая их колонизация).
Ряд европейских государств пытались отодвинуть на вторые роли старые колониальные империи - Испанию и Португалию.
Иначе обстояли дела на севере Европы, где Швеция, Дания, Польша и государства Северной Германии вели многовековую борьбу за господство на Балтийском море. Стремясь получить качественное превосходство в этом противостоянии, шведский король распорядился построить самый мощный для своего времени галеон «Ваза». Хотя этому кораблю и не довелось побеждать в сражениях, он занял свое место в истории, стал исторической реликвией и одним из самых популярных музейных экспонатов в мире.
10 августа 1628 г. гордость шведского королевского флота - новейший галеон «Ваза» отправился в свой первый поход. Этот корабль был очень богато украшен, нес на своих палубах 64 орудия, а в его строительство были вложены огромные по тем временам средства. На его борту находилось более 100 моряков и много членов их семей - первый поход планировался совсем недальним, на расположенную неподалеку от Стокгольма базу флота Эльвснаббен, где планировались торжественные мероприятия.
В гавани собрались многотысячные толпы горожан, пришедших полюбоваться на отплытие корабля-красавца. Но галеон не дошел даже и до выхода из гавани, как резкий порыв ветра накренил его. Через открытые пушечные порты внутрь корпуса хлынула вода. По словам очевидца, корабль «полностью лег на борт... и медленно стал тонуть, с поднятыми парусами, развевающимися флагами и всем остальным».
В настоящее время уже нет никаких сомнений, что причиной катастрофы стало вмешательство в проектирование и постройку галеона короля Швеции Густава II Адольфа, который стремился получить самый хорошо вооруженный и самый богато украшенный корабль. В результате остойчивость «Вазы» оказалась недостаточной, а расположенные близко к поверхности воды пушечные порты довершили дело.
История галеона «Ваза» началась 25 января 1625 г., когда известный голландский кораблестроитель Хенрик Хибертссон и его брат Арен поступили на шведскую службу. Король этой страны Густав II Адольф Ваза намеревался в течение четырех лет значительно усилить свой военно-морской флот и, в частности, построить несколько крупных кораблей.
В соответствии с пожеланием короля одним из них должен был стать самый большой в мире галеон, который в честь королевской династии получил наименование «Ваза». Предполагалось, что он станет самым большим и сильным, во всяком случае, на Балтике. Первоначально его собирались вооружить 72 достаточно большими для того времени орудиями, но затем короля убедили сократить их число до 64, а также уменьшить калибр части орудий. Строительство галеона началось в марте 1626 г. Изготовление рангоута и парусов было поручено также известному в то время мастеру, Хансу Клерку.
Через год корабль спустили на воду. Вскоре после этого, в мае 1627 г., после длительной болезни скончался Хенрик Хибертссон. После его смерти в конструкцию «Вазы» был внесен ряд изменений, причем некоторые - по прямому указанию короля. Как вскоре выяснилось, ряд принятых при строительстве решений оказались роковыми.
«Ваза» повалился на борт и в течение нескольких минут затонул на глубине 30 метров, всего в сотне метров от берега. Смириться с потерей новейшего, мощнейшего и весьма дорогостоящего корабля шведы не могли. Они стремились если не вернуть галеон в состав флота, то хотя бы попытаться поднять артиллерийские орудия, отлитые из самой высококачественной меди. Ведь пушки «Вазы» недаром считались образцовыми.
Любопытная деталь: по желанию короля на каждом их элементе была выгравирована аббревиатура G.A.R.S. (Gustavus Adolphus Rex Sveciae – Густав Адольф король Швеции). Начало судоподъемным работам положил английский инженер Иан Балмер. Но ему удалось с помощью другого судна лишь спрямить лежавший на дне корабль.
После неудачи Балмера поднять корабль пытались французы Ферман Мазале и Жан Фабр, но и их постигла неудача. «Ваза» оставался на дне моря, а все усилия людей приводили к прямо противоположному эффекту – корпус галеона все глубже погружался в ил. В 1635 г. очередную попытку предпринял Генрих Занке. Он организовал широкомасштабные работы и привлек для их выполнения лучших специалистов и многочисленных добровольцев.
Вокруг затонувшего корабля построили особую конструкцию, которую с помощью канатов предполагалось подтянуть к берегу. Но и эта затея успехом не увенчалась.
Попытки поднять «Вазу» были приостановлены вплоть до 1654 г., когда Александеру Форбсу удалось получить привилегию сроком на 12 лет на судоподъемные работы. Однако все его труды оказались напрасными. Через 12 лет такую привилегию получил немец Ганс Альбрехт фон Трайлебен. Он предложил шведам использовать водолазный колокол. Это устройство позволяло вести работы на глубине до нескольких десятков метров.
Фон Трайлебен совершал погружения вместе со своим земляком, водолазом Андреасом Пекклем. В период с 1664 по 1665 г. им удалось добраться до «Вазы» и поднять на поверхность все пушки с верхней палубы и часть пушек с нижней палубы (более 50 орудий), а также немало различных ценных вещей. После этого, спустя два десятилетия, с затонувшего корабля подняли еще одно орудие. В дальнейшем все работы прекратились. Почти три века корабль оставался на дне моря, с годами было забыто даже его точное местоположение.
На протяжении трех веков «Ваза» оставался для всех только легендой. Но в 1950-е гг. судьбой галеона заинтересовался Андерс Франзен, морской археолог-любитель (иногда его называют искателем сокровищ). Он решил попытаться найти галеон. От биологов он узнал, что в Балтийском море не водятся так называемые корабельные черви - моллюски-древоточцы Teredo navalis. Положительную роль в сохранности старого корабля сыграло и то обстоятельство, что в балтийской воде содержится довольно низкий процент кислорода, что способствует предотвращению разрушения дерева. Следовательно, имелась надежда обнаружить «Вазу» в достаточно хорошем состоянии, поднять, а затем и отреставрировать.
Чтобы определить местоположение галеона, Франзен тщательно изучил старинные документы, поговорил с местными рыбаками и, наконец, собрал все местные легенды. Составив общее представление и изучив на своей моторной лодке район, где по его предположению мог находиться «Ваза», в 1956 г. он наткнулся на обломки чего-то, похожего на старинный корабль. Ему удалось поднять со дна небольшой кусок потемневшего дерева. Франзен передал его экспертам, которые достаточно быстро определили, что речь действительно может идти о галеоне XVII в. Последовавшие водолазные работы подтвердили, что найденные обломки принадлежат «Вазе». Корабль находился на дне в вертикальном положении, по ватерлинию погрузившись в грунт. Проведя тщательные исследования, водолазы установили, что остов корабля, лежавший на сравнительно небольшой глубине, очень неплохо сохранился.
Вскоре в Швеции был образован комитет по подъему галеона, представлявшего огромный исторический и археологический интерес. Впервые появилась возможность получить точные данные о корабле, который был построен до 1670 г. (к этой дате относится старейший из дошедших до нас чертежей).
Когда «Вазу» спустили на воду, он стал самым большим кораблем своего времени. Конечно, в последующие годы англичане и голландцы строили корабли существенно больших размеров, но в первой трети XVII в. «Ваза», конечно же, производил на моряков и кораблестроителей большое впечатление. И в дальнейшем они учитывали печальный опыт шведского галеона.
Характеристики галеона «Ваза»:
Водоизмещение: 1200 т
Длина корпуса: 61 м
Длина наибольшая: 69 м (включая бушприт)
Ширина наибольшая: 11,7 м
Осадка: 4,8 м
Высота кормовых надстроек: 20 м
Высота от киля до клотика: 52,5 м
Общая площадь парусов: 1275 м2
Вооружение: 64 орудия (на двух палубах)
Экипаж: 145 моряков, до 300 солдат
Работы по подъему корабля велись с максимальной осторожностью и отличались тщательной проработкой планов и хорошей организацией. Сначала на поверхность поднимались различные детали и фрагменты, лежавшие на дне рядом с корпусом. В числе прочего достали и уцелевшую часть фок-мачты - от остальных мачт ничего не сохранилось.
Под корпусом галеона проделали специальные тоннели, в них завели крепившиеся к понтонам стропы. Корпус старого корабля удалось благополучно вытянуть из ила и глины, а затем, не поднимая на поверхность, переместить на мелководье. Там работы продолжили, одновременно шла подготовка к изучению и консервации найденного археологического богатства.
Окончательно корабль был поднят весной 1961 г., при огромном стечении народа. После подъема начались очень трудоемкие и кропотливые работы, вначале по консервации, а затем - по реставрации. Не прекращались и подводные работы - со дна поднимались все новые детали конструкций и украшения. Музей «Вазы» открылся только в 1990 г., а некоторые реставрационно-восстановительные работы ведутся и поныне.
Точное число жертв при крушении «Вазы» осталось неизвестным. Хотя помощь оказавшимся в воде людям была оказана очень быстро, тем не менее погибло около 50 человек - как моряков, так и членов их семей. Вскоре после кораблекрушения началось расследование. Обвинения в различных ошибках были предъявлены капитану галеона Сёфрингу Ханссону, но состоявшийся суд его оправдал. Кроме него ни одному из офицеров или иных членов экипажа обвинения предъявлены не были. В результате расследования никаких обвинений не стали выдвигать и против строителей корабля, тем более что Хенрик Хибертссон к тому времени умер. Вероятно, в процессе расследования стало ясно, что значительная часть ответственности лежит на самом короле, который неоднократно вмешивался в постройку корабля, а также на командующем шведским флотом, который знал о ряде недостатков «Вазы». Обвинить столь высокопоставленных особ не представлялось возможным, а поиском «стрелочников» заниматься не стали.
Офицеры и члены экипажа галеона «Ваза», опрошенные комиссией по расследованию катастрофы: Сёфринг Ханссон Ют (капитан), Петер Гирдссон (лейтенант), ЙонЛарссон (старший комендор), Ёран Матссон (шкипер), Пер Бертильссон (главный боцман)
Весной 1961 г. все было готово к подъему галеона. И вот 24 апреля в 9 часов 3 минуты и 24 секунды над поверхностью моря показалась кромка почерневшего корпуса корабля. Насосы непрерывно откачивали воду из корпуса, одновременно шла работа по заделке отверстий, пробоин и щелей, через которые внутрь поступала балтийская вода. Дело осложнялось еще и тем, что нельзя было допустить быстрого высыхания дерева. Пролежав в воде более 300 лет, оно при высыхании могло начать крошиться, и тогда «Ваза» был бы утрачен безвозвратно. Во избежание такого развития событий корабль постоянно поливали морской водой. Заодно его пришлось промыть от многих тонн ила, за века скопившегося в корпусе.
Консервацией поднятого корабля и изучением найденных на его борту разнообразных предметов дело не ограничилось. Под водой оставалось множество различных деталей и вещей, которые археологи тщательно разыскивали на дне и поднимали на поверхность. Реставрация «Вазы» оказалась долгой и трудоемкой. Для восстановления поврежденных деталей и элементов, изготовления утраченных частей использовали тот же вид древесины, что и при постройке корабля, - дуб. Восстановление галеона «Ваза» заняло не одно десятилетие, причем некоторые работы продолжались и в XXI в. Стоит особо отметить, что при восстановлении было использовано до 90% «родных» материалов.
Среди различного имущества, обнаруженного на поднятом галеоне, оказались его запасные паруса, которые на момент катастрофы хранились в специальных ящиках. Хотя за время пребывания под водой материя пострадала достаточно серьезно, их удалось расправить (само собой разумеется, что работы велись максимально аккуратно), и в дальнейшем они послужили образцом для изготовления нового комплекта парусов. Декоративные элементы (резьба, деревянные скульптуры), некогда украшавшие корпус, также были по возможности отреставрированы или, в случае если это оказывалось невозможным, изготовлены заново и затем установлены на свои места. Реставраторы детально воссоздали внутренние помещения со всей обстановкой. В декабре 1988 г. «Ваза» был помещен в музей, построенный специально для его хранения. С тех пор интереснейшая экспозиция стала одной из главных достопримечательностей шведской столицы. Галеон является ценнейшим источником информации для изучения корабельной архитектуры XVII в., очень важной эпохи в развитии мореплаван
Следственная комиссия, разбиравшая причины катастрофы новейшего корабля, установила, что к моменту появления опасного крена он шел с неполной парусностью. Были поставлены только фок, фор-марсель, грот-марсель и бизань, остальные паруса были на гитовых.
Сразу возникло мнение, что причиной трагического происшествия стала недостаточная остойчивость, возникшая из-за халатности офицеров. Предположили, что или на «Вазу» погрузили слишком мало балласта, или плохо закрепленные пушки при крене перекатились на один борт, - это и привело к трагедии. Но вскоре выяснилось, что пушки были закреплены добросовестно, а балласт принят по максимуму. Один из офицеров высказал предположение, что галеон имел слишком высокие и массивные надстройки, в результате чего «...был тяжелее сверху, чем снизу», А взять дополнительный балласт было просто некуда - все отведенное для него место доверху загрузили камнями.
Стало известно и еще одно обстоятельство: накануне выхода в море на «Вазе» провели испытание, во время которого 30 человек перебегали с борта на борт. Это вызвало опасное раскачивание корабля, и уже после третьей попытки адмирал приказал прекратить испытание, отметив, что «...если бы они продолжили свои перебежки, корабль бы перевернулся». То есть получалось, что о совершенно недостаточной остойчивости галеона знали заранее.
И стало быть, невозможно было наказать офицеров «Вазы», не привлекая к ответственности высшее командование флота.
С мастерами-корабелами дело обстояло аналогично: сам Хенрик Хюбертссон, начавший работы, скончался задолго до их окончания. А его преемники дружно утверждали, что добросовестно выполняли указания... короля. Густав Адольф лично вносил изменения в проект и давал указания, как именно вести работы. Обсуждать ошибки короля не мог никакой суд, поэтому дело прекратили. Правда, капитану галеона Ханссону попытались поставить в вину тот факт, что все пушечные порты оказались открытыми.
Но быстро пришли к выводу, что в реальном бою именно так дело и должно было обстоять, а потому не могло считаться упущением и при движении в гавани.
Суд не стал искать и назначать «стрелочников». Король и адмиралы оказались неподсудны, а обвинять Ханссона и его подчиненных сочли несправедливым. Моряков оправдали, а дело сдали в архив.
Расследование причин крушения «Вазы» привело многих кораблестроителей (и не только их) к выводу, что, для того чтобы увеличивать размеры кораблей, надо развивать теоретические знания.