ШУТКИ ВДОХНОВЕНИЯ
В сентябрьские дни, когда пассажирские поезда южных курортных маршрутов уходят из Москвы, до отказа загруженные любителями «бархатного сезона», поезда, идущие к Москве с юга, севера, запада и востока, везут режиссёров и актёров - радетелей сезона театрального. Отъезжающие жаждут моря и винограда, прибывающие - пьес и ролей.
На Неглинной улице, в доме, где помещается Всесоюзный комитет по делам искусств, собираются алчущие «драматургической продукции». Пётр Николаевич! Сколько лет! — Сколько зим, Андрей Мартыныч!
Объятия, поцелуи, похлопывания по плечу. Что это вы с авоськой? На базаре были? — Нет, в отделе распространения. Пьесы купил. - Новые пьесы? Счастливец! Уже читали? - Кое-что прочитал. - Душенька, расскажите, поделитесь! Нам пьесы во как нужны! — Можно и поделиться.
Друзья усаживаются на подоконнике, - Вот новая пьеса Цезаря Солодаря «Левый край».
В студенческой футбольной команде «Звезда» левого края играет студент-дипломник Борис Ветров. Играет он хорошо, но не коллективно. Думает только о том, чтобы самому голы забивать. Постепенно зазнаётся. В это время на первый курс поступает молодой парень Николай Журко, приехавший с Украины. У себя в колхозе он был знаменитым футболистом, его берут в студенческую команду. Борис ответственном матче играет Ветров на «по-барски», друзья его за это прорабатывают... — Как же, помню! Тогда он решает доказать, что без него команда проиграет, симулирует заболевание. На его место ставят молодого футболиста... Постойте, постойте! Значит, вы читали пьесу «Левый край»? - Нет, не читал. — Откуда же вы всё это знаете? - Из кинофильма «Спортивная честь». Там происходило точь-в-точь это же самое. - Ну вот уж и точь-в-точь! Всё-таки какая-то разница имеется. В «Спортивной чести» молодой футболист приезжал с завода, а в «Левом крае» из колхоза. В «Спортивной чести» герой, обидевшись, уходит с поля, а здесь просто не выходит на поле. В фильме заключительное состязание происходит за границей, а у Солодаря заграничная команда приезжает в Москву. М-да! Изменения, конечно, есть. Но зато все пороки «Спортивной чести» автор «Левого края» перенёс в свою пьесу без изменений. С драматургами это случается - Случается... И не только это, Вот за последнее время я прочитал в разных газетах несколько статей драматургов. Кроют они нашу актёрско-режиссёрскую братию за то, что мы ставим на сценах периферийных театров всякие второсортные пьесы. А сами?.. Что сами? — Сами-то пьес не дают. Вот, например, об отставании советской драматургии писал Борис Ромашов. А между прочим, с Ромашовым Главное управление драматических театров ещё 2 января 1947 года заключил договор на пьесу «Сын века». Срок сдачи был определён самим драматургом - 1 сентября того же года. Миновали первые числа сентября 1947, 1948, 1949, 1950 и даже 1951 годов. Так сказать, целая пятилетка.
Сколько за это время сыновья века создали заводов, плотин, научных работ и литературных произведений! А драматург Ромашов так и не подарил зрителям своего «Сына дека»...
Или вот драматург Штейн должен был 1 мая сдать пьесу под названием «Пролог», о 1905 годе. 1 сентября он сообщил Комитету по делам искусств, что пьеса у него готова... наполовину. - Да... Многие объясняют это отсутствием творческого вдохновения. И до чего, же капризная это штука - творческое вдохновение!
Иногда просто диву даёшься, на что оно способно. Вот, к примеру, драматург И. Ф, Попов заключил договор на пьесу «Весна». Обязался сдать пьесу 1 июня... И не сдал? В том-то и дело, что сдал... пьесу «Биль- бо-кэ» о современной Франции. Да, это, как говорится, не совсем Но пьеса хоть хорошая? Плохая, Её не приняли. Ничего не поделаешь. Шутки вдохновения. Увы, шутки дорогооплачиваемые. Больше двадцати договоров заключило Главное управление драматических театров с драматургами, Пока по этим договорам театры не получили ни одной законченной пьесы.
Режиссёр многозначительно потряс авоськой: А нам предлагают ставить в театрах подобные шутки вдохновения. Вот, почитайте: «Поднимаясь с колен, он хватает кобуру пистолета и ударом головы в живот отбрасывает Хата в угол. Портупея обрывается, пистолет остаётся в руках Ли Фу. Он с пистолетом, негромко: Спокойствие, Хата-сан... Одно движение — и вы обратитесь в бесплотного духа»-. Это из пьесы Барянова «Ли Фу», в которой народно- освободительная война в Китае представляется в стиле американизированного детектива.
Вот в этой авоське пять пьес. В каждой пьесе не менее двадцати четырёх действующих лиц, не считая эпизодических. Авторы пьесы «Остров великих надежд» Козаков и Мариенгоф не ограничились огромным списком действующих лиц, имеющих имена и фамилии. Они прибавили ещё больший список безымянных. Здесь прямо, так и сказано: «Английские солдаты и офицеры, офицеры- белогвардейцы, лакеи, железнодорожный рабочий, чекист, продавщицы газет, семечек, айсорка, музыканты, секретарша, горничная и пр.». Скажите, Пётр Николаевич, можете вы в своём театре поставить подобную пьесу? При условии, если каждый актёр будет играть по четыре роли! Увы, даже и при этом условии вы вряд ли поставите пьесы, написанные без знания жизни, без исторической правды, без мастерства, без вдохновения. - Э, Андрей Мартыныч, ваша позиция становится неясной. Шутки вдохновения вам не нравятся, пьесы без вдохновения тоже не нравятся. Какой вы предлагаете выход? - Я предлагаю, чтобы наши драматурги работали с вдохновением, но без подобных шуток.
Поразмыслив, мы пришли к заключению, что предложение это дельное и выполнимое.
Л. НАУМОВ.
Что улучшить или добавить, пишите в комментариях, ставьте лайки или дизлайки и конечно подписывайтесь.... Другой формат, как Вам???