Найти тему
Крокодила

Крокодил. №26. Фальшивые фразы о "Миролюбии". Сентябрь. 1951.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

ШУТКИ ВДОХНОВЕНИЯ

В сентябрьские дни, когда пассажирские поезда южных курортных маршрутов уходят из Москвы, до отказа загруженные любителя­ми «бархатного сезона», поезда, идущие к Москве с юга, севера, запада и востока, ве­зут режиссёров и актёров - радетелей сезо­на театрального. Отъезжающие жаждут мо­ря и винограда, прибывающие - пьес и ро­лей.

На Неглинной улице, в доме, где помещает­ся Всесоюзный комитет по делам искусств, собираются алчущие «драматургической про­дукции». Пётр Николаевич! Сколько лет! — Сколько зим, Андрей Мартыныч!

Объятия, поцелуи, похлопывания по плечу. Что это вы с авоськой? На базаре были? — Нет, в отделе распространения. Пьесы купил. - Новые пьесы? Счастливец! Уже читали? - Кое-что прочитал. - Душенька, расскажите, поделитесь! Нам пьесы во как нужны! — Можно и поделиться.

Друзья усаживаются на подоконнике, - Вот новая пьеса Цезаря Солодаря «Ле­вый край».

В студенческой футбольной команде «Зве­зда» левого края играет студент-диплом­ник Борис Ветров. Играет он хорошо, но не коллективно. Думает только о том, чтобы самому голы забивать. Постепенно за­знаётся. В это время на первый курс по­ступает молодой парень Николай Журко, приехавший с Украины. У себя в колхозе он был знаменитым футболистом, его берут в студенческую команду. Борис ответственном матче играет Ветров на «по-барски», друзья его за это прорабатывают... — Как же, помню! Тогда он решает дока­зать, что без него команда проиграет, симу­лирует заболевание. На его место ставят мо­лодого футболиста... Постойте, постойте! Значит, вы читали пьесу «Левый край»? - Нет, не читал. — Откуда же вы всё это знаете? - Из кинофильма «Спортивная честь». Там происходило точь-в-точь это же самое. - Ну вот уж и точь-в-точь! Всё-таки ка­кая-то разница имеется. В «Спортивной че­сти» молодой футболист приезжал с завода, а в «Левом крае» из колхоза. В «Спортивной чести» герой, обидевшись, уходит с поля, а здесь просто не выходит на поле. В фильме заключительное состязание происходит за границей, а у Солодаря заграничная коман­да приезжает в Москву. М-да! Изменения, конечно, есть. Но зато все пороки «Спортивной чести» автор «Ле­вого края» перенёс в свою пьесу без изме­нений. С драматургами это случается - Случается... И не только это, Вот за по­следнее время я прочитал в разных газетах несколько статей драматургов. Кроют они на­шу актёрско-режиссёрскую братию за то, что мы ставим на сценах периферийных театров всякие второсортные пьесы. А сами?.. Что сами? — Сами-то пьес не дают. Вот, например, об отставании советской драматургии писал Борис Ромашов. А между прочим, с Ромашовым Главное управление драматических театров ещё 2 января 1947 года заключил договор на пьесу «Сын века». Срок сдачи был определён самим драматургом - 1 сентября того же года. Миновали первые числа сентября 1947, 1948, 1949, 1950 и даже 1951 годов. Так сказать, целая пятилетка.

Сколько за это время сыновья века создали заводов, плотин, научных работ и литератур­ных произведений! А драматург Ромашов так и не подарил зрителям своего «Сына дека»...

Или вот драматург Штейн должен был 1 мая сдать пьесу под названием «Пролог», о 1905 го­де. 1 сентября он сообщил Комитету по делам искусств, что пьеса у него готова... наполо­вину. - Да... Многие объясняют это отсутствием творческого вдохновения. И до чего, же ка­призная это штука - творческое вдохновение!

Иногда просто диву даёшься, на что оно спо­собно. Вот, к примеру, драматург И. Ф, Попов заключил договор на пьесу «Весна». Обязался сдать пьесу 1 июня... И не сдал? В том-то и дело, что сдал... пьесу «Биль- бо-кэ» о современной Франции. Да, это, как говорится, не совсем Но пьеса хоть хорошая? Плохая, Её не приняли. Ничего не поделаешь. Шутки вдохнове­ния. Увы, шутки дорогооплачиваемые. Боль­ше двадцати договоров заключило Главное управление драматических театров с драма­тургами, Пока по этим договорам театры не получили ни одной законченной пьесы.

Режиссёр многозначительно потряс авось­кой: А нам предлагают ставить в театрах по­добные шутки вдохновения. Вот, почитайте: «Поднимаясь с колен, он хватает кобуру пи­столета и ударом головы в живот отбра­сывает Хата в угол. Портупея обрывается, пистолет остаётся в руках Ли Фу. Он с пи­столетом, негромко: Спокойствие, Хата-сан... Одно движение — и вы обратитесь в бесплотного духа»-. Это из пьесы Барянова «Ли Фу», в которой народно- освободительная война в Китае представляет­ся в стиле американизированного детектива.

Вот в этой авоське пять пьес. В каждой пьесе не менее двадцати четырёх действую­щих лиц, не считая эпизодических. Авторы пьесы «Остров великих надежд» Козаков и Мариенгоф не ограничились огромным спи­ском действующих лиц, имеющих имена и фамилии. Они прибавили ещё больший спи­сок безымянных. Здесь прямо, так и сказано: «Английские солдаты и офицеры, офицеры- белогвардейцы, лакеи, железнодорожный ра­бочий, чекист, продавщицы газет, семечек, айсорка, музыканты, секретарша, горничная и пр.». Скажите, Пётр Николаевич, можете вы в своём театре поставить подобную пьесу? При условии, если каждый актёр будет играть по четыре роли! Увы, даже и при этом условии вы вряд ли поставите пьесы, написанные без знания жизни, без исторической правды, без мастер­ства, без вдохновения. - Э, Андрей Мартыныч, ваша позиция ста­новится неясной. Шутки вдохновения вам не нравятся, пьесы без вдохновения тоже не нравятся. Какой вы предлагаете выход? - Я предлагаю, чтобы наши драматурги работали с вдохновением, но без подобных шуток.

Поразмыслив, мы пришли к заключению, что предложение это дельное и выполнимое.

Л. НАУМОВ.

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
Что улучшить или добавить, пишите в комментариях, ставьте лайки или дизлайки и конечно подписывайтесь.... Другой формат, как Вам???