В Кургане прошел Второй международный форум коноплеводов «Инновации в коноплеводстве для решения экологических проблем», на котором бизнесмены и ученые обсуждали перспективы возрождения в России этой «незаслуженно забытой» сельскохозяйственной отрасли. Вдохновившись дискуссией, спецкорреспондент “Ъ” Александр Черных расспросил председателя Ассоциации коноплеводов РФ Юлию Дивнич о том, как легально выращивать каннабис, как избежать обвинений в пропаганде наркотиков и когда ждать появления отечественных медицинских препаратов из конопли.
Председатель Ассоциации коноплеводов Юлия Дивнич — о проблемах культивирования каннабиса в России
Предупреждение: согласно российскому законодательству, запрещающему «пропаганду наркотических средств», “Ъ” вынужден удалить из интервью слова собеседника о конкретных способах немедицинского употребления наркотических видов конопли.
— Вы возглавляете Ассоциацию коноплеводов. Скажите: вас с таким названием в России воспринимают всерьез?
— На федеральном уровне проблем не возникает. А на региональном — по-разному. Вот мы сейчас при поддержке «Ведомостей» провели форум в Кургане, и здесь коноплеводов не просто воспринимают всерьез, здесь региональные власти нам активно помогают. Ярославль, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ульяновск — везде и администрация, и профильные научные организации интересуются темой промышленного коноплеводства. Но есть регионы, я их даже называть не хочу, где эту тему, мягко говоря, не понимают.
Например, в одной близкой к Москве области давно выращивается конопля — это даже в официальной статистике Росстата указано. Я звоню в местные органы АПК, приглашаю на совещание по коноплеводству, а чиновники мне отвечают: «У нас конопли нет и не планируется».
— Почему такая реакция?
— Не знаю, откуда такое отношение. Я даже обратилась в федеральный Минсельхоз, в департамент растениеводства, говорю им: «Помогите наладить контакт. Я же точно знаю, что в регионе выращивается конопля и даже запланирован большой инвестпроект по коноплеводству». Минсельхоз с ними связывается, все объясняет — и им так же отвечают: «Никакой конопли у нас нет и не планируется». В общем, по-разному бывает.
— Давайте сразу уточним, чем техническая конопля отличается от наркотической.
— Любая конопля — это растение рода Cannabis, в котором содержатся различные каннабиноиды. Одни из них — психоактивное вещество тетрагидроканнабинол (ТГК). «Наркотическое» действие растения зависит от концентрации в нем ТГК. Скажем, дикорастущая Cannabis ruderalis, так называемая дичка, содержит 5%, максимум 10% ТГК. Наше местное сельское население пытается ее … (употреблять.— “Ъ”), но такая конопля просто не дает заметного опьянения. Психотропный эффект явно проявляется где-то начиная с 20% ТГК в растении.
И есть промышленные сорта конопли, которые выращивают для получения масла, текстиля, целлюлозы и т. д. В них обычно содержится около 0,2–0,5% ТГК — все зависит от законов в различных странах.
Наше законодательство очень строгое и допускает в промышленных сортах лишь 0,1% ТГК. И отечественная селекция смогла свести содержание ТГК в конопле практически к нулю.
Понятно, что техническую коноплю с 0,1% ТГК просто бессмысленно пытаться использовать как наркотик — опьянения не будет, даже если стог … (употребить.— “Ъ”). Скорее получишь отравление угарным газом.
Проблема в том, что СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О наркотических средствах» 1961 года, которая серьезно усложнила правила культивирования конопли. Советское государство было лидером в этой области, но пошло по линии наименьшего сопротивления, максимально сократив площадь посевов. И к девяностым ситуация достигла критической точки — фактически культивировать коноплю в промышленных объемах стало незаконно. Реально нам разрешили это делать лишь в 2010 году отдельным федеральным законом. Но по факту люди чуть-чуть осмелели и начали этот рынок всерьез осваивать только к 2015-му.
— Насколько этот 15-летний перерыв оказался критичным для отрасли? И как далеко ушли за это время другие страны?
— За это время коноплеводство в России просто умерло. Из 80 заводов, производящих пеньку (волокно на основе стеблей конопли.— “Ъ”), к 2012 году продолжало работу менее десяти.
Мне не хочется признавать, что мы отстаем. Но давайте посмотрим на цифры.
К 2019 году в России засеяно коноплей 7,9 тыс. га. А во Франции, где коноплеводство не прерывалось, этой культурой засеяно 44 тыс. га, притом что территория страны гораздо меньше.
Правда, там ее используют по большей части для того, чтобы вернуть землю в сельскохозяйственный севооборот. Грубо говоря, с коноплей земля отдыхает, потом повышается урожайность других культур. Но полученный урожай французы все равно используют.
Как используют коноплю в Китае
Очень активно развивается Корея. Китай вообще собирается одеть армию в одежду из конопляной ткани. Пока это только белье, носки-трусы, но уже цель поставлена — весь набор формы производить из конопли. Поэтому в Китае сейчас своей конопли не хватает, они даже нашу начали закупать.
— А в каких объемах?
— Я пока не готова назвать конкретные компании и объемы экспорта — не спрашивала разрешения у руководителей этих предприятий. Но знаю, что контракты уже заключены.
Развивают коноплеводство и в США. Они в свое время ратифицировали конвенцию ООН, потом поняли, что это им невыгодно, и вышли из нее. Но с США есть нюанс: помимо промышленной конопли там активно развивают и медицинский каннабис. Причем, в отличие от Европы, в США с недавних пор промышленно выращивают каннабис с высоким содержанием самых разных каннабиноидов, в том числе и ТГК. У них уже более 30 штатов легализовали медицинское или псевдомедицинское потребление.
Я надеюсь, что Россия возродит промышленное коноплеводство. Давайте посмотрим статистику: да, сейчас у нас засеяно лишь 7,9 тыс. га, но ведь в 2015 году было всего около 2 тыс. га. За четыре года — четырехкратный рост! И я рассчитываю, что Россия не просто вернет лидерство по объемам засеянных коноплей площадей, но и станет лидером по внедрению технологий и по разнообразию конечного продукта.
«Каннабис и для авиастроения пригодился»
— Что сейчас в России производят из конопли?
— Самое большие объемы — это, наверное, пищевое направление.
— Масло?
— Из конопляной семечки можно делать не только масло. Делают и «молочко», и йогурты, и даже сыры есть с добавлением конопляной массы. Мой личный фаворит — макароны из конопляной муки под брендом «Коноплектика», их делает член нашей ассоциации челябинская компания. Я их активный потребитель, стараюсь везде про них рассказывать, потому что они действительно очень уж вкусные. Есть продукция для спортсменов — высокобелковая смесь, ее в народе называют протеином, но это не совсем корректно, там только 60% концентрация белка, а в протеине должно быть больше.
— Часто ли возникают проблемы с реализацией конопляных продуктов? В прошлом году была громкая история, когда московский паб оштрафовали за продажу импортного пива со значком конопли на этикетке. Это случайный перегиб на местах или тенденция?
— К сожалению, все чаще на глаза попадаются новости о том, что изображение листа конопли признали пропагандой наркотиков.
Давайте рассуждать логически: вот на мне сейчас майка из конопляной нити. Если на ней вышить значок конопли, будет ли это пропагандой наркотика? Нет — это часть описания материала.
И есть опасность, что медицинские препараты из каннабиса станут предметом госмонополии. Понятно, что тогда сразу можно забыть о конкуренции, разнообразии продукции, повышении качества.
Спасибо что дочитал, если статья понравилась или была полезна, поставьте лайк и подпишитесь на канал.
Это поможет мне делиться полезными сюжетами чаще.
↓↓↓ Можете задавать вопросы в комментариях ↓↓↓