Найти тему
Классическая ГИТАРА

Современные технологии конструкции классических гитар: гитары с двойными деками и углеродное волокно

Оглавление

За последние 100 лет требования концертной музыкальной жизни классического гитариста — выступления в больших залах, исполнение камерной музыки с другими инструментами, которые имеют значительно большую громкость, концерты с оркестрами и запись — заставили гитаристов требовать гораздо большего от своих инструментов.

Таким образом, перед производителями гитар по всему миру встала задача создавать гитары с большей громкостью, большим сустейном (продолжительностью звука) и повышенной звуковой проекцией (расстоянием, на которое распространяется звук).

Это привело ко многим нововведениям в конструкции классических гитар, особенно в деках, предложенных лютье для ведущих концертных гитаристов, а иногда и в сотрудничестве с ними. Сюда можно отнести:

  • сотрудничество Andrés Segovia с немецким лютье Hermann Hauser, испанскими мастерами José Ramírez и Ignacio Fleta;
  • сотрудничество John Williams с австралийским лютье Greg Smallman (который создал систему с решетчатой конструкцией);
  • сотрудничество Assad Brothers и Sharon Isbin с американским лютье Thomas Humphrey (с его приподнятым грифом «Millennium»);
  • сотрудничество David Russell и Manuel Barrueco с немецким гитарным мастером Matthias Dammann (со сборкой гитар с «двойной декой»).

Наряду с этим, немецкое гитарное предприятие Gernot Wagner, базирующееся во Франкфурте, внедрило технологию Nomex (ячеистый материал из лёгкого углеродного волокна).

На гитарах Gernot Wagner играют крупные концертные исполнители, такие как Jason Vieaux, Duo Melis, Bill Kanengiser и другие. Ниже — фрагменты небольшого интервью с ним.

Когда мы говорим о «гитарах с двойным верхом» («double-top guitars»), сразу приходят на ум два мастера — вы и ваш немецкий коллега Matthias Dammann. В ваших подходах есть существенные различия, или они похожи?

Я встретил Matthias более 20 лет назад, и вскоре мы почувствовали своего рода духовное родство. По крайней мере, мы разделяем очень похожий интегральный способ анализа вещей, касающихся того, как работает гитара. Мы часто обменивались идеями по акустическим и практическим вопросам, которые возникали в работе.

Он много лет собирает гитары с двойными деками и тонкими деревянными полосками между ними. Меня в своей работе очень поразило звучание гитар, которые я делал с деками, используя древесину с более низкой плотностью. Поэтому я продолжал строить цельные деревянные деки, используя такую древесину для своих гитар. Из кедра гораздо легче получить сверхлёгкую древесину, поэтому я в основном делал кедровые гитары.

В то время способ, которым Matthias решил делать свои деки, казался мне слишком рискованным и слишком сложным со всеми этими тонкими деревянными полосками. Поэтому, когда я обнаружил соты Nomex, это было похоже на взрыв мозга!

Когда я обсудил использование этого нового материала с Matthias, для него было всё очевидно, и он сразу позаимствовал эту идею, создав первую гитару, использующую этот материал. Там строго требовалось использование синтетического клея и вакуумного склеивания.

Чуть позже и я сделал свою первую гитару с двойной декой, используя этот фантастический материал. С тех пор многочисленные мастера по всему миру копируют технологию Nomex при изготовлении гитарных дек.

Было бы лучше назвать эти деки «композитными» («composite tops»), потому что мы объединяем два разных материала с целью получения свойств, которые превосходят свойства каждого из них в отдельности.

Используя Nomex в качестве прокладки между двумя деревянными слоями, я получаю высокую жёсткость, которая требуется для того, чтобы выдерживать натяжение струн, в сочетании с низкой плотностью — два фактора, которые увеличивают количество звука, издаваемого инструментом. Кроме того, я получаю лучшую проекцию звука.

Почему низкая масса так важна?

Во-первых, натяжение и масса нейлоновых струн гитары довольно низки. Сила защипывания струны не очень велика и имеет лишь кратковременный импульс. Нет непрерывного звукоизвлечения, как у смычковых инструментов.

Кроме того, механическое сопротивление верхней деки и бриджа гитары отличается от сопротивления струн. Чем больше эта разница, тем больше приложенной силы отражается на границах деки. На электрогитаре (высокое сопротивление) эта разница намного больше, чем, например, на банджо. На электрогитаре у вас есть «бесконечный» сустейн (с усилением), на банджо (низкое сопротивление) вы получаете большую громкость, но очень короткие ноты.

Следствием этого является то, что важно стремиться к наилучшему согласованию сопротивления двух связанных осцилляторов (струн и корпуса гитары). Согласование сопротивления даёт более эффективную передачу энергии. Таким образом, имея более лёгкую деку, вы получите большую громкость.

С этими деками, которые являются более гибкими, но не за счёт упругости, вы получаете лучшую модуляцию громкости, более широкий динамический диапазон. Легче вызывать вибрации даже при очень низкой силе.

Таким образом, вы получаете лучшее пианиссимо, но вы также можете играть и громко, когда вам это нужно. С этими деками намного легче получить хорошие басы, и мои гитары имеют довольно «тёмный» тембр.

Мои инструменты просты, без излишеств, и у них нет украшений без функций. Помимо кропотливого мастерства, я продолжаю стремиться к звуку и удобству игры, и почти постоянно их улучшаю (надеюсь). Это бесконечная задача!

По материалам публикации (англ.). Читайте также: