Смысл «плана ремонта» или «ремонта по подписке» предельно прост. Владелец автомобиля совместно со специалистами СТО на основе имеющихся данных и, возможно, дополнительного технического осмотра оценивают состояние транспортного средства. После чего составляют с разной степенью подробности (глубины) план ремонта/технического обслуживания на некоторый период: год, два или даже три-четыре. Прямо по пунктам записывают, что нужно сделать обязательно, что хотелось бы сделать по возможности, какие детали (узлы агрегаты) за это время исчерпают ресурс и т. д., и подсчитывают стоимость всех указанных работ и запчастей. А получившуюся в итоге сумму разбивают равными долями на ежемесячные платежи, тем самым формируя так называемую «подписку».
Теперь все что остается автомобилисту – это исправно вносить означенные деньги в кассу и в согласованные сроки приезжать в мастерскую. Сумма жестко фиксируется и не меняется весь срок действия соглашения/договора, несмотря на инфляцию и прочие внешние факторы.
Единственное исключение – ДТП или не спрогнозированная поломка. Но опять же даже в этих случаях у владельца авто уже накопится некий бюджет на его счету, часть которого и уйдет на устранение полученных повреждений и дефектов. Поэтому с финансовой точки зрения он не окажется беззащитным перед свалившимся на него несчастьем – человек подстрахован уже сделанными накоплениями.
Данную услугу в Западной Европе и Америке предлагают как отдельные станции, так и сетевые. Но в любом случае подписка оформляется на конкретное предприятие, к которому, образно говоря, автомобиль прикрепляется на обслуживание и которое постоянно следит за его исправностью. Оно же по мере необходимости напоминает автовладельцу, чтобы тот не пропускал согласованные сроки, напоминает о необходимых действиях (например, сезонной замене шин), предлагает дополнительные услуги и сервисы. То есть, если взглянуть на всю эту затею с другой стороны, без каких бы то ни было затрат на маркетинг и рекламу, автосервис создает лояльного клиента, крепко привязывая его к себе на годы.
Плюс получает некий объем свободных денежных средств, уже внесенных клиентами, но еще не затраченных на работы и запчасти – довольно полезную финансовую «подушку», размеры которой могут варьироваться, но которая всегда будет доступна для финансирования нужд СТО.
Преимущества для клиентов
Понятно, что регулярное техобслуживание позволяет экономить деньги автомобилистов в долгосрочной перспективе, снижая риск поломок, обеспечивая экономию топлива и сохраняя остаточную стоимость автомобиля. Однако цена соответствующего техсервиса может сдерживать, и именно в этом вопросе распределение стоимости с помощью заранее сформированного плана обслуживания может помочь.
Автовладелец действительно экономит, экономит на регулярной основе, гарантируя себе наличие средств на своем счете в СТО, доступных для оплаты обслуживания и ремонта своего автомобиля (и других транспортных средств в семье при их наличии). «Подписчик» добавляет определенную сумму на свой счет каждый месяц. Он может (по договоренности) изменить платеж или взять перерыв в любое время, или когда чувствует, что уже создал достаточный резерв – схема очень гибкая; любые скрытые и дополнительные платежи отсутствуют. При этом баланс счета ему, конечно, всегда доступен в онлайн режиме.
Таким образом, клиент может наслаждаться беззаботным движением, зная, что обслуживание его автомобиля покрывается легкими ежемесячными платежами. Тем самым он избегаяет больших единовременных расходов, побеждает инфляцию, фиксирует свои затраты на обслуживание. План обслуживания может быть любым по глубине и охватывать практически все аспекты технического обслуживания автомобилей.
Как это устроено в Великобритании
Для наглядности давайте рассмотрим несколько примеров. И начнем с самых простых как для СТО, так и для их клиентов. Они очень понятны автовладельцам и от сервиса не потребуют серьезной подготовительной работы по интеграции дополнительных бизнес-процессов, финансовой отчётности и т. д.
RAC (Королевский Автомобильный Клуб Великобритании) провел исследование и в частности выяснил, что 75% автомобилистов не делает никаких резервов для оплаты своих потребностей в обслуживании транспортных средств, причем более четверти автомобилистов платят более 200 фунтов-стерлингов за один заезд на ежегодный сервис. По результатам своего исследования RAC сформировал 18-месячный и 22-месячный планы обслуживания:
• автомобили ранжируются по объему двигателя независимо от того, бензиновые они или дизельные;
• только зарегистрированные транспортные средства до 3,5 т (частное или коммерческое использование);
• только для граждан Великобритании;
• без депозитов и скрытых платежей;
• все работы выполняются только на допущенных (омологированных) Королевским Автоклубом СТО.
Помимо работ и запчастей в стоимость включен ежегодный технический осмотр (в Великобритании его проводят авторизованные специальными органами станции).
В список работ и проверок включены все главные регламентные операции и в том числе замена фильтров, моторного масла, свечей зажигания и т. д. с соответствующими запчастями.
Подписка, предлагаемая Независимой Ассоциацией Автосервисов Великобритании (Independent Garage Association) через сеть Trust my Garage, более гибка, но конструктивно более сложна. Автовладелец оформляется на специальном интернет-портале, после чего получает широкие возможности по управлению своим планом ремонта и учетной записью. Он может настроить или изменить сумму, которую желает иметь, и контролировать все транзакции на счете; добавить или удалить регистрационные номера транспортных средств, покрываемых планом; установить индивидуальные лимиты транзакций для каждого конкретного транспортного средства.
Но главное отличие все-таки в том, что как общая сумма, так и ежемесячные платежи могут варьироваться, причем платежи могут быть приостановлены в любое время в зависимости от личных обстоятельств, или, допустим, когда хозяин машины считает, что денег достаточно для покрытия любых непредвиденных или запланированных расходов. После того как участник программы создал свой фонд, он остается доступным в любое время в СТО, к которому прикреплен автомобиль. Его можно потратить на регламентные ТО, на ремонты и запчасти или же оставить на «черный день».
Однако со счета нельзя снимать деньги на другие нужды, хотя его можно закрыть, когда человеку заблагорассудится. Правда, это будет означать выход из программы.
Ну а в процессе пользования счетом при каждом обращении на сервис после полной или частичной оплаты услуг и/или запчастей автовладелец должен подписать счет-фактуру для авторизации платежа. Кроме того, он получает электронное письмо, подтверждающее, что деньги были списаны со счета.
И еще несколько важных моментов. В случае 5-летнего бездействия счет автоматически закрывается, но все накопленные на нем средства сохраняются. На эти деньги не начисляются проценты (как, например, по банковскому вкладу), но и участие в программе для автовладельца абсолютно бесплатное.