Александр Васильевич Суворов был не только великий полководец. Но еще и крупный землевладелец. И за своими имениями он следил точно также как и за солдатами.
Заботился обо всем, в том числе и о том, чтобы крестьяне и дворовые люди в его владениях «плодились и размножались».
Причем этот вопрос решался им просто, по-военному и без сантиментов. Любовь, Амур и все такое прочее в программу не входило. Впрочем, тогда этим славился не только Суворов. Когда начали появляться романы и повести о чувствах крестьянок и прочих плебеев, всякие графини и княгини очень удивлялись тому, что эти Дуньки и Маньки тоже, оказываются, могут «испытывать чувства».
Так что Александр Васильевич был в своих стремлениях не одинок. Но тем не менее все равно смог отличиться. Потому что поступал строго по-военному, командами.
Например, в письме одному из своих управляющих:
«…дворовые парни как дубы выросли, купить девок…»
В другом имении приказал купить 4 девицы из новгородских деревень и выделил на это свои деньги. При этом не забыл указать, как делать покупки:
«… Лица не разбирать, лишь бы здоровы были. Девиц отправлять в Ундол на крестьянских подводах, без нарядов, одних за другими, как возят кур, но очень сохранно…»
Дальше со свадьбами-женитьбами тоже особенно не разбирались. Женихов и невест построили по росту в две шеренги около церкви, потом последовала команда «Налево» и все отправились к венцу превращаться в молодоженов.
Кстати, смешной момент – на выходе из церкви все смешались. А так как молодожены еще не были знаком друг с другом, то не все запомнили, кто на ком собственно женился и за кого вышел замуж.
И тогда Суворов популярно объяснил, что какие же вы все крестьяне бестолковые. Всех опять построили по росту, после чего сразу стало понятно, кто кому стал только что мужем, а кто – женой.
С другой стороны Суворов задолго до Путина придумал в своих имениях «материнский капитал». Так кухмистеру Сидору «с супругою» он приказал «за многоплодие» выделять отдельный провиант на детей. Детям до 5 лет выдавать половинный, далее – полный как взрослым. Кроме того, за каждого новорожденного выдавал по рублю
«для поощрения детородства».
Другому своему крестьянину – Полякову за большое количество детей Суворов купил и подарил хорошую «господскую» шляпу, а жене – кокошник. Это, конечно, просто знак внимания, но, тем не менее.
Обязательно дарил деньги на свадьбу. Хотя и отправлял жениться строем.
Так что, в какой-то мере о людях заботился. Так, как тогда было принято. А крепостных крестьян тогда никто особенно и не спрашивал. Разведением людей, можно сказать, занимались.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.