Или как их называют ещё - норы Валумбе.
Находятся они в Уганде на холме Танда. Более 200 странных очень аккуратно сделанных отверстий глубиной от 3 до 70 метров.
Кто и зачем их сделал - не понятно.
Согласно местным легендам, бог неба Гулу прогневался на сущность смерти Валумбе и скинул его на землю. Но и этого ему показалось мало. Послал он вслед за Валумбе брата своего Каикузи, чтобы тот уничтожил этого самого Валумбу.
Однако тот не будь дурак, нырнул в землю. Каикузи за ним. Валумбе вынырнул, снова нырнул. Так они играли в догонялки, пока Каикузи не надоело.
В итоге смерть так и осталась на земле среди людей. А в холме появились вот эти загадочные дыры.
Уфологи считают, что это результат приземления инопланетян и испытания тайного оружия в ходе визита на Землю.
Учёные считают, что это следы добычи полезных ископаемых.
Очень, надо сказать, сомнительная версия учитывая, что ничего полезного в окрестностях никогда не было найдено. Да плюс ещё невероятную лень местного населения, кажется генетически не способного на проделывание таких ровных штук в твёрдой почве.
Вот такие они - загадочные норы Валумбе.
Местные жители уверены, что в дырках проделанных смертью поселились духи других богов.
Поэтому образовали здесь многочисленные святилища. Колдуны постоянно проводят здесь свои колдовские сеансы, а всякие немощные стекаются со всей Уганды сюда в надежде на чудо.
Так и сидят они целыми днями в этом небольшом поселении. Под деревьями, рядом с домами. В ожидании чудес.
Они постоянно курят самодельные папироски на изящных длинных мундштуках. И витает надо всем этим отнюдь не табачный дым. А лица у всех такие загадочные-загадочные. Такие же загадочные как сами дыры смерти.
Говорят, что многие путешественники, побывавшие здесь испытывали беспричинный страх и ужас, панические атаки.
Про страх и ужас не скажу, а вот лёгкую панику испытали все,
когда нам сказали, что передвигаться по территории, где находятся норы, можно исключительно босиком. Не оскверняя обувью, которая топтала обычную землю, земли священные.
Мы тогда ещё не знали, что в эту Валюмбу приходят больные со всей Уганды.
Мы просто посмотрели по сторонам и как-то загрустили.
В качестве альтернативы нам предложили вот такие деревянные черевички.
С кого их сняли, мы предпочитали не думать. И даже примерили.
Но потом решили, что двум смертям не бывать, одной - не миновать. А современная медицина вообще творит чудеса, особенно в области кожных заболеваний. И решили идти босиком.
В домах без дверей и рядом с домами, привалившись к их стенам, сидели люди, что-то покуривающие.
Увидев наш интерес к ним в виде нацеленных фотоаппаратов, гид сразу сказал, что фотографировать людей ни в коем случае нельзя.
Всё, что вокруг - можно. А людей - ни-ни.
Жаль-жаль... Такие живописные лица там были.
Чуть позже мы ещё вернёмся к домам и к людям. И даже заглянем внутрь.
Пока же идём к тем самым святилищам и дырам смерти.
Экскурсию нам проводил местный житель, который говорил очень много, но на каком-то местном наречии.
Переводчиком выступал наш водитель, который владел английским на бытовом уровне, но явно не планировал подрабатывать экскурсоводом.
В итоге на пятиминутный спич нашего провожатого он выдавал что-то типа: "Это яма."
Поэтому пришлось пользоваться знаниями почёрпнутыми на просторах интернета и что-то додумывать самим по ходу движения.
С чем у местных жителей хорошо - так это с железом.
Всё вокруг буквально пронизано вот такими изделиями.
Насколько мы поняли, эти штуковины не изготовляют где-то здесь. Было бы странно, если бы в этом месте пронизанном колдовством и обрядами вообще что-то изготовляли.
Кажется, жаждущие исцеления приносят их самостоятельно.
Это прутья-амулеты, которыми окружают святилища, норы и костры, чтобы духи, обитающие там, не вышли и не вселились в кого-нибудь.
Амулеты делаются, видимо, по какому-то специально разработанному образцу.
Однако, не все следуют образцу. Смотрите, какая выставка чудесных поделий.
Но пора уже перейти к тем самым дырам, ради которых весь сыр-бор.
Дыры действительно есть. Их много. Они разные. От очень аккуратно обработанных до каких-то почти заросших ям.
Некоторые носят имена духов, которые там прячутся.
Часть - прикрыта какими-то тряпочными полотнищами. Чтобы духи наверняка не вылезли.
А это, видимо, доказательство чудесного исцеления.
Кресло за ненадобностью бросили.
Пора и нам зайти в дом главного колдуна. Посмотреть, как происходит процесс исцеления.
В доме колдуна полумрак, подносы с подарками для духов и всё тот же запах не табачного дыма.
И люди, лежащие в ожидании исцеления.
И вот тут, пока мы сидели, нам рассказали, что ежедневно сюда приходят все самые больные разными болезнями. Буквально через час начнётся большой ежедневный обряд, поэтому постепенно в посёлок собирается всё больше и больше больных.
На этом месте все как-то быстро захотели ретироваться из домика. Половина и экскурсию решила прекратить.
Мы же прогулялись до ещё одного святилища.
Какие-то совершенно непонятные штуки возле костра.
Но мы даже не стали уточнять, для чего они. И так понятно, что очень волшебные.
У дерева - много-много различных глиняных горшочков. Говорят, что это жертвенные кувшины. Их приносят богам, когда просят за детей.
За сколько детей просят - столько и горловин у кувшина.
А ещё в этом дереве волшебное дупло. Дупло это идёт до самой земли и продолжается норой. Если положить туда деньги, они провалятся прямо к духам в руки.
Только главное - руки в дупло не запихивать. Чтобы духи к себе не утащили.
Естественно, я тут же решила проверить, как глубоко уходит дупло. Увы, если опустить туда руку, сразу становилось понятно, что сантиметров через 10 дупло заканчивается. И денежки, оставленные духам, видимо будут передавать каким-то другим способом.
Вот такие мы туристы недоверчивые.
Чего-то не хватило нам, чтобы окончательно проникнуться духом нор Валумбе. Нам конечно предложили покурить волшебную местную трубочку. Но мы как-то сразу же отказались, решив, что с нас и так достаточно волшебства.
А слово Валумбе у нас стало ругательным до конца поездки. Так и говорили: "А это вообще валюмба какая-то."