В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, как древние славяне наращивали демографический жир и «качали мышцы» в преддверии большого колонизационного старта в южном направлении. Вашему вниманию предлагается продолжение этой истории.
Откровения антского вождя Даврита
Итак, в начале VI в. славяне разделились на два мощных колонизационных потока. Первый двинулся на запад через Вислу — в края, недавно оставленные германцами. Второй начал расчищать дорогу «на юг через Карпаты и в обход горного хребта к Дунаю», где ранее пасли стада гунны, а теперь цвели ромашковые поля.
Летописец Нестор считал прародиной славян провинцию Норик. «Норики, — писал он, — это и есть славяне» (2. С. 5.). Местечко, на котором заострил внимание киевский книжник, расположено на территории нынешней Австрии и Словении. Оттуда славяне, по его версии, расселись «по Дунаю, где ныне Угорская (Венгрия) и Болгарская земля», а уже потом перебрались в Польшу, Чехию, Словакию, Хорватию и, между делом, основали Киев (См.: 2, 1. С. 5).
В действительности, не из Хорватии в Польшу, а из Польши в Хорватию совершили территориальную экспансию предки южных славян. К сожалению, Нестор пользовался непроверенным источником, но это уже не важно.
Славяне двигались с севера на юг.
Сосредоточившись на дунайских берегах, поначалу они тоненькими ручейками просачивались через его форватер и грабили пограничные районы Византии. Славяне были достаточно сильны, чтобы не бояться ослабленных ромеев. Об этом существует подлинное свидетельство византийского чиновника VI в. Менандра Протектора. Находясь с миссией у антов, однажды он присутствовал на выступлении Даврита. Похваляясь перед аварскими послами, этот гордый вождь славян открыто говорил:
«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» (3, С. 434.).
Итак, славяне готовились завладеть какой-нибудь землей, опираясь на военные методы и железные мечи. Самым близким (всего лишь через Дунай) объектом завоевания была Византийская империя. На мелких грабежах ее селений славянские князья сколачивали состояния. Но этого было мало. Дело шло не просто к началу большой грабительской войны, дело шло к великому территориальному захвату. И, ожидая сигнала к штурму, славяне дружно перековали орала на мечи.
Как славяне занялись грабежами и разбоем задунайских провинций Византии
Плотина дала трещину в 527 году. Не ветхая речная запруда, а северная граница Византийской империи, шедшая по Дунаю, изрядно прохудилась. Предоставим слово Н.М. Карамзину:
«Утвердившись в северной Дакии, начинают они (славяне — С.М.) действовать против Империи, вместе с Угорскими племенами и братьями своими Антами. ... Ни Сарматы, ни Готфы, ни самые Гунны не были для Империи ужаснее Славян. Иллирия, Фракия, Греция, Херсонес — все страны от залива Ионического до Константинополя были их жертвою, только Хильвуд, смелый Вождь Юстинианов, мог еще с успехом им противоборствовать, но Славяне, убив его в сражении за Дунаем, возобновили свои лютые нападения на Греческие области, и всякое из оных стоило жизни или свободы бесчисленному множеству людей, так, что южные берега Дунайские, облитые кровию несчастных жителей, осыпанные пеплом городов и сел, совершенно опустели» (4, С. 36).
Таково мнение великого правдолюбца Карамзина. Но не ошибся ли он? Откуда вытащил на белый свет эти страшилки?
Героическую историю военачальника Хильвуда (Хильбудия) Карамзин почерпнул из сочинения Прокопия Кессарийского. У Прокопия говорится, что Хильбудий в течение трех лет сдерживал натиск славян на Дунае. Улучив подходящий момент, когда Хильбудий с его отрядом перешел Дунай и углубился в их земли, «славяне … выступили против него все поголовно» (5, С. 297.). Только ценой больших жертв им удалось уничтожить своего злейшего врага и великого героя Византии. (Кстати, есть мнение, что Хильбудий сам был выходцем из славян.)
Прокопий Кесарийский и его современник, готский историк Иордан, единодушны в мнении, что после смерти Хильбудия славяне стали почти «ежегодно» вторгаться в Иллирию и Фракию, творя «непоправимое зло тамошним людям» (6).
Иоанн, епископ из Египта, в VII в. вспоминал о славянских деяниях прошлого:
«Подробно рассказано, что имели повелители эпохи от варваров и чужеземцев и что иллирийцы разорили христианские города и захватили в плен их жителей и что, за исключением Фессалоники, не было городов, которые избежали бы этого. Фессалонику же спасла крепость стен и помощь Господа, благодаря которой инородцы были не в состоянии овладеть ей» (7, С. 231-234.)
Иоанн называет славян «иллирийцами», поскольку в VII в. греки уже считали их исконным населением Балкан, что, — как мы уже убедились, — ошибочно.
Самыми страшными для Византии были славянские погромы 547, 549 и 550 гг. Удача сопутствовала варварам. В крупном сражении они разгромили часть императорской конницы, замучили и сожгли на костре ее командира. Опьяненные успехом, славяне с помощью обмана захватили город Топеру близ Константинополя и, не моргнув глазом, перебили всех ее защитников в количестве 15 тысяч человек. Детей и женщин обратили в рабство. Ценности отыскали и разграбили (5, С. 365-366).
Как писал Прокопий Кессарийский, славянские штурмовые отряды:
«…не щадили ни возраста, ни пола, <…> с того самого момента, как ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так, что вся земля <…> была покрыта непогребенными телами. Они убивали попадавшихся им навстречу не мечами и не копьями…, но вбив крепко в землю колья и сделав их возможно острыми, они … насаживали на них этих несчастных...» (5, С. 366.).
Фракия и Иллирия покрывались трупами после каждого нашествия братьев-славян. Чтобы понять, о каких масштабах бедствия идет речь, еще раз обратимся к сведениям Прокопия. По его словам, в 578 г. не менее 100 тыс. вооруженных дикарей буквально оккупировали Фракию и Элладу. Они творили запредельные вещи и, судя по всему, гордились своим «геройством». Они грабили местность, «зимуя здесь, как бы в собственной земле», и не боялись «неприятеля» (5, С. 365-366.).
Через три года после этих событий новый эшелон славян, размахивая мечами и потрясая копьями, высадился во Фракии, Македонии и Фессалии. Византийский хронист Иоанн Эфесский описывал, как в течение четырех лет «проклятый народ славяне» захватывал города и крепости беззащитных греков, как варвары жгли, «полонили» и подчиняли «себе область», а затем «поселились в ней <…> как в своей собственной». С туземцами они не церемонились: любого, кто попадал в поле зрения, голубоглазые арии «уничтожали, жгли и брали в плен». Будь у них в арсенале боевая авиация, они, пожалуй, забросали бы страну ромеев напалмом или гексогеном.
За четыре года жизни «в ромейских областях» славяне, — пишет Иоанн Эфесский, — разбогатели, набили карманы золотом и серебром, присвоили табуны лошадей и обвешались всеми видами оружия. Они научились воевать лучше ромеев, вожделели новых земель и жаждали обогащения.
Славянский кошмар закончился к середине VII в., ибо к этому времени во власти славян находился уже весь Балканский полуостров. Фракия, Македония, Далмация и Истрия покрылись военизированными славянскими задругами. Впрочем, в мечах и дубинках потребность уже отпала. Истребив мирное население, славяне вдруг проявили «жалость» к его остаткам и обложили бывших граждан Византии земельным налогом в свою пользу. Они успокаивали туземцев словами:
«Выходите, сейте и жните, мы возьмем с вас только половину подати».
Славяне, действительно, снизили налоги. Но было ли это достаточной компенсацией за геноцид и смерти тысяч людей, — вопрос остается открытым…
Читать все выпуски канала ИстПросвет
Литература
1. Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чешского Т. Ковалевой и М. Хазанова. Изд-во иностранной литературы. — М., 1956.
2. ПСРЛ, Т.1. Лаврентьевская летопись. — Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1926-1928.
3. Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менендр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец, переведенные с греческого Спиридоном Дестунисом. – СПб., 1860.
4. Карамзин Н.М. История Государства Российского Т. 1.
5. Прокопий Кесарийский. Война с готами. / Пер. С. П. Кондратьева. – М., 1950.
6. Иордан. О происхождении и деяниях древних гетов. пер. Е. Ч. Скржинской. – СПб, Алтейя, 1997.
7. Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998.