Найти тему
Виктор Новиков

Основное про VR

Оглавление

Итак, Half-Life: Alyx окончательно убедила вас в том, что нужно брать шлем виртуальной реальности. VR сильно отличается от других игровых девайсов, поэтому здесь много непонятных терминов и странных условностей.

Содержание

Основные понятия. Что нужно знать?

Требования к PC

Примерно прикинуть, насколько хорошо ваш компьютер подходит для виртуальной реальности, можно по системным требованиям Valve Index или Oculus Rift S. У Valve есть специальные утилиты для измерения характеристик. У Oculus такая тоже была, но больше не поддерживается.

Помните: во-первых, разрешение большинства шлемов выше стандартных 1080p, а во-вторых, для комфортный игры необходимо поддерживать высокую кадровую частоту – оптимальной планкой считается 90 fps. Поэтому, например, многие VR-игры выглядят графически простыми: у разработчиков в приоритете фреймрейт, а не число спецэффектов на пиксель экрана.

Кроме того, убедитесь, что в вашем PC есть свободные порты – обычно это USB 3.0 и DisplayPort 1.2, но от шлема к шлему спецификации меняются.

Если у вас ноутбук, тоже потратьте лишнюю минутку в поисковиках, чтобы удостовериться, что его хватит. Например, как предупреждает Valve, ноутбуки, которые соответствуют требованиям Valve Index, в действительности со шлемом могут не заработать.Требования к свободному пространству
Если у вас ноутбук, тоже потратьте лишнюю минутку в поисковиках, чтобы удостовериться, что его хватит. Например, как предупреждает Valve, ноутбуки, которые соответствуют требованиям Valve Index, в действительности со шлемом могут не заработать.Требования к свободному пространству

Кроме PC для VR понадобится свободное пространство. Некоторые игры можно пройти сидя в кресле, большинство хорошо играются, если стоять на месте, но наилучшие впечатления вы получите, если у вас всё-таки есть простор для манёвра.

Минимальная площадь игровой зоны в официальных требованиях – 2 метра на 1.5 метра. Для игр, которые можно проходить стоя или сидя, требований по площади нет. Иными словами, если у вас есть место, где вы можете от души помахать руками, то оно подойдёт для VR. Игры, в которые невозможно играть стоя на месте, встречаются редко.

Не бойтесь, удариться мизинчиком об угол дивана вам не грозит: в шлемах есть предохраняющий купол, который обозначает границы игровой зоны – вы очерчиваете их сами. Когда вы (или контроллеры в ваших руках) оказываетесь слишком близко к границам, зажигается предупреждающая сетка.

Помните: ваш шлем подключается к PC – от него будут тянуться провода. Беспроводные варианты есть, но с ними всё сложно – до такого технологии пока не доросли. Убедитесь, что PC находится рядом с вашей игровой зоной, иначе проводов может не хватить. Кроме того, для некоторых шлемов понадобится размещать базовые станции – ещё один источник проводов.Виды трекинга
Помните: ваш шлем подключается к PC – от него будут тянуться провода. Беспроводные варианты есть, но с ними всё сложно – до такого технологии пока не доросли. Убедитесь, что PC находится рядом с вашей игровой зоной, иначе проводов может не хватить. Кроме того, для некоторых шлемов понадобится размещать базовые станции – ещё один источник проводов.Виды трекинга

Сейчас у шлемов два основных вида трекинга (отслеживания движений и перемещений).

Первый – встроенный (он же inside-out), когда положение в пространстве улавливается при помощи нескольких камер в шлеме. Основное преимущество метода – компактность: вам не нужно развешивать дополнительные базовые станции. Качество трекинга разнится от шлема к шлему, но в целом остаётся на приемлемом уровне.

Второй вид трекинга – внешний (outside-out). В этом случае положение в пространстве отслеживают базовые станции по краям игровой зоны. Основное преимущество – точность по сравнению со встроенным трекингом. Например, станции смогут видеть контроллеры у вас за спиной или улучшат прицеливание, когда вы держите виртуальный ствол двумя руками, – в общем, сработают в тех случаях, когда между камерами встроенного трекинга и датчиками в контроллере возникали бы препятствия или помехи.

Кроме того, к базовым станциям от Valve можно подключить дополнительные устройства и, скажем, сделать полное отслеживание тела, а не только головы и рук. Правда, игр, где можно этим воспользоваться, не очень много.«Москитная сетка»
Кроме того, к базовым станциям от Valve можно подключить дополнительные устройства и, скажем, сделать полное отслеживание тела, а не только головы и рук. Правда, игр, где можно этим воспользоваться, не очень много.«Москитная сетка»

«Москитная сетка» (она же screen-door effect) – эффект в VR, когда вы смотрите в игру словно через эту самую москитную сетку. Возникает из-за того, что дисплей в шлеме находится близко к глазам, поэтому вы можете замечать расстояние между пикселями.

Чтобы побороть эффект, производители повышают плотность пикселей – например, увеличивают разрешение дисплея. Есть и другие варианты: Samsung для своего шлема Odyssey+ разработала технологию Anti-SDE, которая целенаправленно борется с «москитной сеткой».

В целом если «сетка» не выходит за пределы разумного, её можно просто не замечать – в этом помогают ощущение глубины пространства в VR и просто увлекательность игры.Пример «москитной сетки».Межзрачковое расстояние
В целом если «сетка» не выходит за пределы разумного, её можно просто не замечать – в этом помогают ощущение глубины пространства в VR и просто увлекательность игры.Пример «москитной сетки».Межзрачковое расстояние

Термин на английском – IPD. Если линзы шлема не подходят для расстояния между вашими зрачками, могут возникнуть проблемы с восприятием VR. Если отклонение слишком сильное, может дойти до головной боли и других неприятных последствий.

Измерить свой IPD вам придётся самостоятельно. Среднее межзрачковое расстояние человека оценивают примерно в 63.5 миллиметра. Разброс поддерживаемого расстояния меняется от шлема к шлему.

Например, у Vive есть регуляторы IPD, которые физически смещают линзы в шлеме, поэтому они охватывают довольно широкий промежуток. А вот Rift S проектировали для усреднённых значений – в этом устройстве IPD настраивается исключительно программно.Шесть степеней свободы (6DOF)
Например, у Vive есть регуляторы IPD, которые физически смещают линзы в шлеме, поэтому они охватывают довольно широкий промежуток. А вот Rift S проектировали для усреднённых значений – в этом устройстве IPD настраивается исключительно программно.Шесть степеней свободы (6DOF)

Принцип, по которому выделяют управление в современных шлемах VR. Если у шлема шесть степеней свободы, это значит, что он отслеживает перемещение вперёд и назад, вверх и вниз, вправо и влево, а также по трём осям вокруг головы.

6DOF есть у всех «серьёзных» шлемов, поэтому и игры ориентируются на шесть степеней. Отчасти из-за этого мобильный VR вроде Google Cardboard несовместим с компьютерным: телефоны распознают только три степени.

Наглядная демонстрация разницы между 3DOF и 6DOF.

Разрешение, угол обзора и частота обновления

В целом здесь всё просто: чем выше разрешение, тем чётче картинка (в том числе благодаря уменьшенному эффекту «москитной сетки»), чем больше угол обзора, тем больше вы видите боковым зрением, а чем больше «герцовка», тем чаще обновляется дисплей и тем плавнее картинка.

В идеале разрешение, угол обзора и частота обновления не только повышают визуальное качество, но и снижают риск укачивания.

LCD и OLED

Ещё одно важное различие, которое встречается у дисплеев. OLED лучше справляется с цветопередачей и контрастом – чёрный там глубже, чем у LCD.

С другой стороны, Valve уверена, что современные LCD-дисплеи обладают рядом преимуществ, которые компенсируют отставание по цветопередаче. Например, как заявляет компания, LCD лучше справляется с устранением «москитной сетки».Программная платформа
С другой стороны, Valve уверена, что современные LCD-дисплеи обладают рядом преимуществ, которые компенсируют отставание по цветопередаче. Например, как заявляет компания, LCD лучше справляется с устранением «москитной сетки».Программная платформа

Ключевых программных платформ для VR две – SteamVR и Oculus. PlayStation VR не рассматриваем, потому что виртуальная реальность Sony работает только на PlayStation 4 и сейчас находится в промежуточном состоянии – подробнее об этом в разборе PSVR ниже.

SteamVR – свободная платформа, которая поддерживает все шлемы. Steam автоматически распознаёт ваше устройство и запускает необходимые приложения.

Oculus – закрытая платформа, предназначенная только для шлемов Oculus. Отличается своим собственным магазином, лончером и системой друзей, построенной на интеграции с Facebook.

Через Oculus также работают эксклюзивы Oculus Studios, поэтому на шлемах от других производителей в них не поиграть. По крайней мере, официально – энтузиасты занимаются самопальным проектом LibreVR/Revive, который обеспечивает совместимость Oculus с HTC Vive или Valve Index.

Есть ещё и Viveport от HTC, но он интегрируется со Steam и совместим со всеми популярными шлемами, а не только с Vive.

Грубо говоря, какой бы шлем вы ни купили, он будет работать со SteamVR и играми на этой программной платформе. Но если вы хотите ещё и VR от Oculus, то лучше приобрести шлем от Oculus – или надеяться на любительские хаки.И в Steam, и в Oculus есть домашнее пространство, которое позволяют обустраивать. Шкафчик с кубками – достижениями из игр? Легко!Очки
Грубо говоря, какой бы шлем вы ни купили, он будет работать со SteamVR и играми на этой программной платформе. Но если вы хотите ещё и VR от Oculus, то лучше приобрести шлем от Oculus – или надеяться на любительские хаки.И в Steam, и в Oculus есть домашнее пространство, которое позволяют обустраивать. Шкафчик с кубками – достижениями из игр? Легко!Очки

Внутри популярных шлемов обычно хватает места, чтобы вы могли надеть их вместе с очками в небольшой или средней оправе. Кроме того, можно попробовать поискать накладные линзы для VR с диоптриями – такие тоже производят.

Если вы носите очки, скажем, из-за сильной близорукости, то вам придётся носить их и в VR – в этом смысле виртуальная реальность от настоящей не отличается.

Морская болезнь

В VR повышается риск укачивания, потому что ваш мозг может «запутаться» в сигналах тела, которые генерируются в виртуальной реальности. Разработчики активно борются с этой проблемой на разных уровнях: скажем, вводят высокую частоту обновления в дисплеях, рисуют рамку по краям игрового экрана или вставляют передвижение телепортами.

В текущем поколении VR многое сделано для того, чтобы снизить укачивание, но, если вы сомневаетесь в своём вестибулярном аппарате, на всякий случай найдите VR-аттракцион поблизости и испытайте себя там. Всё-таки лучше перестраховаться, чем купить дорогой девайс и обнаружить, что вас в нём тошнит.
В текущем поколении VR многое сделано для того, чтобы снизить укачивание, но, если вы сомневаетесь в своём вестибулярном аппарате, на всякий случай найдите VR-аттракцион поблизости и испытайте себя там. Всё-таки лучше перестраховаться, чем купить дорогой девайс и обнаружить, что вас в нём тошнит.

Модели шлемов. Какой выбрать?

Valve Index

Уберпредложение для тех, кто не собирается идти на компромиссы, и последний писк моды в потребительском VR. Достать непросто: в России шлем официально не продаётся, а в тех странах, где продаётся, последние несколько месяцев наблюдаются перебои с поставками – из-за релиза Half-Life: Alyx спрос превышает предложение, а коронавирус мешает производству.

На фоне конкурентов Valve Index выделяется уникальными контроллерами (отслеживают положение каждого пальца и крепятся к ладоням), высокой частотой обновления дисплея и дружелюбностью к моддингу: Valve выложила чертежи устройства и спрятала дополнительный USB-вход в шлеме, чтобы энтузиасты могли создать какой-нибудь уникальный апгрейд.

Важно помнить: если вы покупаете VR впервые, то вам подойдёт только полный комплект Valve Index за 999 долларов. На странице в Steam есть варианты подешевле (например, только шлем), но они не заработают без базовых станций SteamVR.

Приобретать что-то кроме полного комплекта Valve Index имеет смысл лишь в одном случае: у вас уже был шлем из серии HTC Vive и остались базовые станции от него.🔎Характеристики:
Приобретать что-то кроме полного комплекта Valve Index имеет смысл лишь в одном случае: у вас уже был шлем из серии HTC Vive и остались базовые станции от него.🔎Характеристики:

внешний трекинг,
дисплей – LCD, 1440 х 1600 на каждый глаз,
частота кадров – до 144 Гц,
угол обзора – до 130 градусов,
межзрачковое расстояние – от 58 до 70 мм (регулируется аппаратно).

💲Цена: 999 долларов за полный комплект.

Плюсы:

✅Наилучший вариант для Half-Life: Alyx.
✅Контроллеры с отслеживанием всех пальцев – аналога у конкурентов пока нет.
✅Точное отслеживание перемещений благодаря базовым станциям.
✅Хороший звук через «висящие» наушники – благодаря такой конструкции уши не устают и не потеют во время долгих сеансов.
✅Поддерживается моддинг.

Минусы:

❌Высокая цена.
❌Требуется установка базовых станций.
❌Встречаются жалобы на дефект стика на контроллерах – не срабатывает нажатие при отклонении.
❌Значительные перебои с поставками.

Oculus Rift S

Один из наиболее популярных шлемов для PC на данный момент. Причина – прекрасный баланс цены и качества: за относительно небольшие деньги вы получаете приличное устройство с поддержкой от одного из лидеров виртуальной реальности.

Rift S стоит дешевле большинства ведущих шлемов, но умеет очень многое: например, специально для него Oculus разработала продвинутую систему встроенного трекинга, которая показывает недурственные результаты. Кроме того, в комплекте с Rift S идут хорошие контроллеры Oculus Touch с частичным отслеживанием пальцев.

Наконец, Rift S выглядит как вклад в будущее: Oculus активно снабжает свои устройства богатыми и интересными эксклюзивами (хоть их и можно запускать на других шлемах через Revive).

Битва за низкую цену не могла не отразиться на характеристиках: местами Rift S уступает более дорогим конкурентам. Скажем, недотягивает до частоты обновления 90 герц (она считается золотым стандартом VR) и не даёт настраивать IPD аппаратно, из-за чего некоторым людям шлем попросту не подойдёт – формально межзрачковое расстояние здесь не хуже, чем у других девайсов, но рекомендованный промежуток гораздо меньше.

И всё же Rift S – это прекрасно собранное устройство, которое по соотношению цены и качества обгоняет практически всех конкурентов (лишь бы ваш IPD подходил).🔎Характеристики:
И всё же Rift S – это прекрасно собранное устройство, которое по соотношению цены и качества обгоняет практически всех конкурентов (лишь бы ваш IPD подходил).🔎Характеристики:

встроенный трекинг,
дисплей – LCD, 1280 x 1440 на каждый глаз,
частота кадров – 80 Гц,
угол обзора – около 95 градусов,
межзрачковое расстояние – рекомендуется от 61.5 до 65.5 мм, формально поддерживается от 58 до 72 мм (регулируется программно).

💲Цена: 399 долларов.

Плюсы:

✅Отличное соотношение цены и качества.
✅Отличное отслеживание по меркам встроенного трекинга.
✅Отличные контроллеры Oculus Touch в комплекте.
✅Библиотека эксклюзивов от
Oculus.

Минусы:

❌Нет физической настройки межзрачкового расстояния – для кого-то это может стать критическим недостатком.
❌Частота обновления дисплея чуть ниже «золотого стандарта».
❌Игры в магазине
Oculus без региональных ценников.

Oculus Quest

Самое любопытное предложение по количеству вариантов использования. Quest – это автономный шлем со встроенным железом, которому не нужен PC или смартфон. Многие считают, что будущее VR именно за такими беспроводными девайсами: их легко переносить с места на место, а провода не мешаются во время игры.

По мощности железо Quest близко к мобильным устройствам, поэтому шлему требуются отдельные версии игр. Однако девайс можно подключить к PC – тогда он будет работать как полноценный компьютерный шлем. Ну, почти – сейчас технология добавляет лишние миллисекунды задержки.

Есть даже неофициальная возможность стримить игры с PC без проводов! К сожалению, такое ультимативное решение омрачается заторможенным откликом в управлении и артефактами в картинке: пока что по воздуху не научились быстро и эффективно передавать большие объёмы данных, необходимые для VR.

Кроме того, Quest хвастается полным отслеживанием пальцев без контроллеров – оно работает через встроенные монохромные камеры. Звучит интригующе, однако для игр такой метод управления подходит слабо: во-первых, большинству развлечений необходимы кнопки и стики, а во-вторых, чувствовать во время геймплея физическую отдачу в руках приятнее, чем скрючивать пальцы в пустоте.

Судя по всему, в дальнейшем Oculus хочет делать ставку именно на такие, автономные шлемы.🔎Характеристики:
Судя по всему, в дальнейшем Oculus хочет делать ставку именно на такие, автономные шлемы.🔎Характеристики:

встроенный трекинг,
дисплей – OLED, 1440 x 1600 на глаз,
частота обновления – 72 герца,
угол обзора – около 95 градусов,
межзрачковое расстояние – от 58 до 72 мм (регулируется аппаратно).

💲Цена: 399 долларов (64 гигабайта встроенной памяти), 499 долларов (128 гигабайт).

Плюсы:

✅Два в одном – автономный и компьютерный шлем сразу.
✅Относительно доступная цена.
✅Можно стримить игры с PC без проводов.
✅Библиотека эксклюзивов от
Oculus.

Минусы:

❌Игры с PC будут ощущаться чуть хуже, чем в других шлемах.
❌Подходящий провод для подключения к PC необходимо покупать отдельно.
❌Частота обновления ещё ниже, чем у Rift S.
❌Вес распределяется неравномерно и сосредоточен в передней части головы.

HTC Vive Pro

Не новое поколение HTC Vive, а, скорее, значительный апгрейд старого, который к тому же целит больше в бизнес-направление и профессионалов, чем в рядовых игроков.

Vive Pro отличается высокой ценой, которая со всем необходимым оборудованием превышает цену Valve Index. При этом комплекты Vive Pro поставляются с устаревшими контроллерами Wand – они большие, плохо лежат в руке и полагаются на тачпады в духе Steam Controller, а не на традиционные стики.

Зато вместе с Vive Pro обычно дают несколько месяцев подписки на Viveport – эдакий Netflix от мира VR, где есть множество неплохих игр (пускай и без главных блокбастеров типа Beat Saber). Кроме того, к Vive Pro можно докупить модуль для беспроводного гейминга, прикрутить официальные дополнения вроде трекера для ног, а также подключить базовые станции SteamVR 2.0 и контроллеры Index (это выйдет дороже полного комплекта Valve Index).

Помимо Vive Pro существует модификация Vive Pro Eye, где отслеживаются ваши зрачки. Но она стоит ещё дороже, а толку для обычного геймера мало – в играх зрачки почти не используются.

Пожалуй, всерьёз присмотреться к Vive Pro стоит лишь в том случае, если вы отыскали какую-нибудь большую скидку на вторичном рынке.🔎Характеристики:
Пожалуй, всерьёз присмотреться к Vive Pro стоит лишь в том случае, если вы отыскали какую-нибудь большую скидку на вторичном рынке.🔎Характеристики:

дисплей – AMOLED, 1440 x 1600 на глаз,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – от 60 до 73 мм (регулируется аппаратно).

💲Цена (за комплекты со всем необходимым): 899 долларов/89 990 рублей в России (базовые станции 1.0 и обычные контроллеры Wand); 1 199 долларов/99 990 рублей в России (базовые станции 2.0 и улучшенные контроллеры Wand).

Плюсы:

✅Несколько месяцев подписки на Viveport.
✅Официально поставляются в Россию.
✅Откидной дисплей.
✅Можно докупить адаптер и превратить шлем в беспроводной.
✅Совместим с устройствами Valve Index.

Минусы:

❌Высокая цена – выгоднее взять Valve Index.
❌В комплекте устаревшие контроллеры Wand.
❌Требуется установка базовых станций.

HTC Vive Cosmos

Vive Cosmos – новое семейство шлемов от HTC, где уже набралось несколько моделей. Кроме Vive Cosmos есть ещё Vive Cosmos Play для новичков и Vive Cosmos Elite для продвинутых пользователей.

Рассмотрим обычный Vive Cosmos. В нём HTC отказалась от внешнего трекинга и сделала встроенный. Однако очевидцы говорят, что получилось так себе: устройство почему-то очень чувствительно к освещению и время от времени теряет контроллеры. HTC выпускала обновления ПО и постаралась устранить проблему, но, судя по отзывам, недостаток до конца не исчез.

С другой стороны, Vive Cosmos предлагает любопытный модульный дизайн: у девайса можно менять визор, чтобы расширять доступные возможности. Например, поставить внешний трекинг вместо встроенного (разумеется, за модули придётся доплачивать). Кроме того, дисплей у Vive Cosmos откидной – вы можете взглянуть на реальный мир не снимая шлема.

Наконец, на контроллерах Vive Cosmos есть дополнительная кнопка-бампер: по умолчанию в играх она практически не применятся, но может пригодиться, если вы не поленитесь и покопаетесь в настройках раскладок Steam.

Впрочем, многие говорят, что по соотношению «цена – качество» Vive Cosmos уступает и Oculus Rift S, и Valve Index. Cosmos Elite стоит на 200 долларов дороже Cosmos и предлагает внешний трекинг, но, как и Vive Pro, поставляется с устаревшими контроллерами Wand.🔎Характеристики (HTC Vive Cosmos):
Впрочем, многие говорят, что по соотношению «цена – качество» Vive Cosmos уступает и Oculus Rift S, и Valve Index. Cosmos Elite стоит на 200 долларов дороже Cosmos и предлагает внешний трекинг, но, как и Vive Pro, поставляется с устаревшими контроллерами Wand.🔎Характеристики (HTC Vive Cosmos):

дисплей – LCD, 1440 x 1700 на глаз,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – примерно от 61 до 72 мм (регулируется аппаратно).

💲Цена: 699 долларов / 65 990 рублей в России.

Плюсы:

✅Официально поставляется в Россию.
✅Откидной дисплей.
✅Несколько месяцев бесплатной подписки на Viveport.
✅Модульный дизайн: можно докупать модули и тем самым улучшать шлем.
✅Можно сделать беспроводным.

Минусы:

❌Много жалоб на трекинг.
❌Неудачное соотношение между ценой и качеством.

Шлемы Windows Mixed Reality

Windows Mixed Reality – стандарт виртуальной, альтернативной и смешанной реальности от Microsoft для сторонних производителей.

Судя по всему, Microsoft мало заинтересована в развитии WMR – по крайней мере, о шлемах для потребителей корпорация почти не говорит, а в следующем поколении Xbox поддерживать VR не собирается.

Однако устройства WMR совместимы со SteamVR и играми в Steam. Бесполезной такая покупка не станет, хотя и впечатления окажутся чуть хуже, чем у конкурентов: среди WMR много относительно бюджетных устройств с компромиссами вроде посредственного трекинга.

Шлемов в WMR хватает. Все рассматривать не станем, а возьмём только Samsung Odyssey+ – один из самых популярных девайсов в семействе.

Odyssey+ выделяется приличным дисплеем с технологией, которая устраняет «москитную сетку», а также «висящими» наушниками. С другой стороны, трекинг в Odyssey+ хуже, чем в Rift S: у шлема от Samsung всего две следящие камеры против пяти у шлема от Oculus. Кроме того, некоторые жалуются на то, что Odyssey+ не так хорошо сидит на голове.

Недостатки может компенсировать цена: в конце прошлого года Odyssey+ стали продавать за 250–300 долларов вместо рекомендованных 500. С такой скидкой предложение очень даже приличное.🔎Характеристики (Samsung Odyssey+):
Недостатки может компенсировать цена: в конце прошлого года Odyssey+ стали продавать за 250–300 долларов вместо рекомендованных 500. С такой скидкой предложение очень даже приличное.🔎Характеристики (Samsung Odyssey+):

встроенный трекинг,
дисплей – AMOLED, 1440 х 1600 на каждый глаз, технология против «москитной сетки»,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – от 60 до 72 мм (регулируется аппаратно).

💲Цена: 500 долларов на старте/около 250 долларов после скидок.

Плюсы:

✅В семействе WMR относительно дешёвые и более-менее приличные модели шлемов.
✅Очень хороший дисплей в Odyssey+.
✅Odyssey+ со скидками – прекрасное предложение за свои деньги.

Минусы:

Microsoft слабо интересуется развитием VR – будущее WMR под вопросом.
❌Встроенный трекинг хуже, чем в Rift S.

PlayStation VR

Самый старый шлем в этом списке – он вышел в первой волне VR-устройств в 2016 году. Сохранился неплохо, но в 2020-м выглядит уже не так соблазнительно: PSVR уступает другим девайсам по разрешению и трекингу, а контроллеры Move – это совсем древность.

Кроме того, PSVR официально не подключается к PC – в Half-Life: Alyx вы не поиграете. Да, есть любительские решения, но для них придётся хорошенько поплясать с бубном, а конечный результат не сравнится по качеству со шлемами, предназначенными для PC.

С другой стороны, на PSVR есть библиотека отличных эксклюзивов: например, Resident Evil 7 так и не вышла на VR для PC, а Astro Bot Rescue Mission некоторые издания признавали лучшей игрой 2018-го. Цена у шлема сейчас тоже довольно доступная.

Впрочем, самое важное – Sony уже подтвердила, что собирается поддерживать VR на PlayStation 5, а значит, наверняка готовит и обновлённый шлем. Лучше дождитесь его – PSVR по нынешним меркам устарел.🔎Характеристики:
Впрочем, самое важное – Sony уже подтвердила, что собирается поддерживать VR на PlayStation 5, а значит, наверняка готовит и обновлённый шлем. Лучше дождитесь его – PSVR по нынешним меркам устарел.🔎Характеристики:

внешний трекинг,
дисплей – OLED, 960 x 1080 на каждый глаз,
частота обновления – 90 или 120 герц,
угол обзора – около 100 градусов,
межзрачковое расстояние – предположительно, от 58 до 72 мм (регулируется программно).

💲Цена: 349 долларов (с контроллерами)/около 22 990 рублей в России (без контроллеров).

Плюсы:

✅Доступная цена.
✅Официально поставляется в Россию.
✅Не надо забивать голову сборкой подходящего PC – нужна лишь PlayStation 4.
✅Шлем неплохо сохранился за четыре года.
✅Библиотека эксклюзивов от
Sony.

Минусы:

❌Технически самый слабый из всех актуальных шлемов.
❌Устаревшие контроллеры.
❌Посредственное отслеживание движений.
❌К PC официально не подключается – в
Half-Life: Alyx вы не поиграете.
❌Скорее всего, скоро
Sony выпустит вторую, более совершенную версию шлема.

Шлемы предыдущего поколения

Например, оригинальный HTC Vive или Oculus Rift CV1.

Первая волна шлемов всё ещё работает и хорошо справляется с нынешними VR-играми. Нюанс в том, что в текущем поколении появилось много улучшений комфорта – от увеличенного разрешения дисплеев до более грамотного распределения веса на голове. Кроме того, Oculus Rift CV1 снят с производства – новый вы вряд ли купите.

Присмотреться к шлемам предыдущего поколения имеет смысл лишь в том случае, если вы нашли очень выгодное предложение на вторичном рынке. В остальном преимуществ у них мало. Даже рекомендуемая розничная цена – и та часто выше, чем у новых VR-девайсов.

Наконец, существуют экзотические модели шлемов вроде Pimax, но они не так распространены, как Oculus, Vive или WMR. Зачастую подобные устройства нацелены на бизнес-сегмент, а не на потребителей, поэтому отличаются высокой ценой и специфическими характеристиками.Oculus Rift CV1 работал на внешнем трекинге.😨Так какой шлем выбрать для Half-Life: Alyx?
Наконец, существуют экзотические модели шлемов вроде Pimax, но они не так распространены, как Oculus, Vive или WMR. Зачастую подобные устройства нацелены на бизнес-сегмент, а не на потребителей, поэтому отличаются высокой ценой и специфическими характеристиками.Oculus Rift CV1 работал на внешнем трекинге.😨Так какой шлем выбрать для Half-Life: Alyx?

Любой из вышеперечисленных (кроме PSVR). Half-Life: Alyx будет работать через SteamVR и запускается на всех популярных шлемах.

Да, если у вас нет контроллеров Valve Index, вы немного потеряете в погружении, но ничего критичного не произойдёт: Valve неоднократно подчёркивала, что Alyx подгоняли под все VR-устройства сразу.

🚚А как купить и доставить?

К сожалению, простого варианта нет: либо искать знакомых, которые согласятся привезти вам здоровенную коробку из Европы или США, либо пользоваться сервисами-пересыльщиками (да ещё и платить налог на таможне), либо брать в России у официальных поставщиков (если это возможно) или на сером рынке. Ещё один вариант – «вторичка», где могут попадаться хорошие предложения.

Игры. На что обратить внимание в первую очередь?

Перед тем как перейти к играм, сперва стоит ответить на ряд животрепещущих вопросов.

😦Что за позорное передвижение телепортами?! Некоторых людей тошнит от ходьбы на стик. Причин может быть много, но основная сводится к смешанным сигналам, поступающим в мозг: глаза видят, что тело двигается, но тело сообщает, что оно стоит на месте, поэтому мозг начинает путаться.

Вероятно, в будущем, когда VR станет более распространённым, от телепортов откажутся совсем, но сейчас разработчики предпочитают страховаться. И пока вы не освоились в VR, лучше либо играть в игры, где не нужно много передвигаться, либо потерпеть телепорты. Виртуальная реальность – это совершенно новое ощущение, к которому нужно привыкнуть.

Телепорты в Half-Life: Alyx.

😦Что за руки в воздухе? Это же убивает погружение! Убивает только для людей со стороны. Внутри игры ощущение собственного тела никуда не девается, поэтому и руки в воздухе воспринимаются проще – вы всё равно чувствуете полное физическое присутствие.

Кроме того, кисти, пальцы и голова – единственные части тела, которые отслеживаются современными шлемами. Всё остальное (локти и ноги, например) игры «додумывают» на основе имеющихся данных. Из-за этого часто возникают баги анимации – никому не нравится смотреть, как руки выписывают сумасшедшие кренделя. Ноги же вообще живут отдельной жизнью: на фоне того, как хорошо «трекаются» голова и кисти рук, абсолютно автономная нижняя часть тела вызывает диссонанс.

Постепенно разработчики придумывают обходные решения, но, наверное, компромиссы останутся с нами до тех пор, пока не начнут массово распространяться комплекты для отслеживания всего тела. Стоит ли дожидаться прогресса только ради локтей на руках? Вряд ли: VR впечатляет уже сейчас.😦Но ведь долго играть со шлемом на голове неудобно! Пожалуй, здесь всё индивидуально и зависит от девайса и игры. Во-первых, многие шлемы строятся по так называемому кольцевому дизайну: вы натягиваете не набор ремешков, а пластмассовое кольцо с мягкой обивкой, которое равномерно распределяет вес по точкам опоры на голове.
Постепенно разработчики придумывают обходные решения, но, наверное, компромиссы останутся с нами до тех пор, пока не начнут массово распространяться комплекты для отслеживания всего тела. Стоит ли дожидаться прогресса только ради локтей на руках? Вряд ли: VR впечатляет уже сейчас.😦Но ведь долго играть со шлемом на голове неудобно! Пожалуй, здесь всё индивидуально и зависит от девайса и игры. Во-первых, многие шлемы строятся по так называемому кольцевому дизайну: вы натягиваете не набор ремешков, а пластмассовое кольцо с мягкой обивкой, которое равномерно распределяет вес по точкам опоры на голове.

Во-вторых, спокойные игры и играются спокойно. Усталость быстро настигает в активных развлечениях типа Beat Saber, где вы машете руками как сумасшедший. А если в шлеме плохая вентиляция, то у вас ещё и линзы могут запотеть.

Half-Life: Alyx всё-таки ближе к спокойным играм, в которых можно находиться по несколько часов кряду. Если, конечно, вы не решите мутузить всех врагов взмахами ближайшей табуретки.

😦Как-то все эти игры выглядят не очень… Графику в VR-играх «режут» ради высокого разрешения в 90 fps – это необходимо для комфортного геймплея. Сами ощущения в VR совершенно другие: чувствовать себя внутри виртуального пространства, которое реагирует на перемещения и взмахи, – это совсем не то же самое, что елозить мышкой по столу в шутере на плоском экране.

Даже первая Half-Life с модом на VR начинает восприниматься куда живее, хотя казалось бы – графика там очень не очень.Теперь – к играм. Они расположены в приблизительном порядке увеличения сложности для вашего вестибулярного аппарата.
Даже первая Half-Life с модом на VR начинает восприниматься куда живее, хотя казалось бы – графика там очень не очень.Теперь – к играм. Они расположены в приблизительном порядке увеличения сложности для вашего вестибулярного аппарата.

The Lab

🎮Зачем играть? Чтобы обучиться основам в VR с шутками из Portal.

Отличная стартовая точка для новичков в виртуальной реальности. The Lab – набор мини-игр, где вы сможете быстро освоиться с несколькими ключевыми принципами управления в VR, включая виды перемещения и взаимодействие с окружением.

А ещё The Lab – игра во вселенной Portal, где можно бить кружки, тиранить плоских человечков, слушать изречения модулей персональности, чесать пузико робопёсику, оборонять крепость и ужасаться встрече с GLaDOS. И всё это бесплатно!

💻Где взять? Steam (бесплатно).

SUPERHOT VR

🎮Зачем играть? Чтобы моментально почувствовать себя героем крутого боевика.

SUPERHOT VR прекрасно подойдёт для следующего шага после The Lab. Это отдельная версия игры, а не повторение оригинала – например, здесь предполагается, что вы стоите на месте, поэтому и уровни собраны соответствующим образом.

Главное правило такое же: время двигается только тогда, когда двигаетесь вы (в случае с SUPERHOT VR – машете руками). Но в виртуальной реальности игра становится ещё круче: вы не управляете персонажем на экране, а сами уворачиваетесь от огня в замедленном времени, разрезаете пули ножом и бьёте кулаком в морду гаду, который посмел подкрасться сбоку.

Короче говоря, SUPER. HOT. SUPER. HOT. Жаль только, что короткая.

💻Где взять? Steam (449 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 24.99 доллара), Viveport (449 рублей).

Tetris Effect

🎮Зачем играть? Чтобы погрузиться в музыкальный транс.

В Tetris Effect можно играть без VR, но в шлеме игра становится только лучше. Она вызывает гипнотический эффект смесью из процедурной музыки, ярких фонов и до боли знакомого, но до сих пор увлекательного тетриса. И в виртуальной реальности этот эффект многократно усиливается.

Трудно передать словами всё удовольствие от того, как геймплей трансформируется в музыку, но получилось очень здорово – Tetris Effect даже удостоилась звания лучшей игры 2018-го от Eurogamer. Подробнее можете почитать в нашей рецензии.

💻Где взять? Epic Games Store (временный эксклюзив; 899 рублей).

Batman: Arkham VR

🎮Зачем играть? Чтобы увидеть, как могла бы выглядеть VR-игра с неограниченным бюджетом.

Скорее всего, Batman: Arkham VR вы пройдёте за два-три часа и больше к ней не вернётесь. Но это будут очень насыщенные два-три часа: Rocksteady смастерила несколько сцен с анимацией высочайшего уровня, которые выглядят как очень дорогой блокбастер.

История здесь короткая, но впечатляющая – особенности виртуальной реальности используются весьма хорошо. Только не ждите осмысленных сражений: Arkham VR гораздо ближе к простеньким квестам.

💻Где взять? Steam (419 рублей), Oculus Store (Rift S, 19.99 доллара).

Beat Saber

🎮Зачем играть? Чтобы оценить самую популярную VR-игру в мире.

В VR хватает ритм-игр, но Beat Saber выделяется огромным сообществом мододелов. У игры масса пользовательского контента самого разного рода: изменения интерфейса, пользовательские таблицы лидеров, большущие любительские площадки с менеджерами модов и так далее.

Но самое главное – у Beat Saber невероятно много «кастомных» уровней для самых разных песен. Так что, если вы послушали официальную подборку треков и не вдохновились, не беда: благодаря модам можно собрать свой плейлист, в котором будет хоть классика вроде Queen, хоть мемы вроде Devil Trigger, хоть изматывающий «тяжеляк» вроде DragonForce.

С таким разнообразием в Beat Saber можно запросто утонуть на сотни часов.

💻Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 29.99 доллара).

Moss

🎮Зачем играть? Чтобы посмотреть сказку-миниатюру с умилительной мышкой.

Миниатюры – отдельный поджанр в VR, когда вы с высоты рассматриваете целые уровни в игре и наблюдаете за маленькими существами. Moss – прекрасный представитель направления.

Игра оформлена в виде сказочной книги, которую вы потихоньку листаете. Вы становитесь загадочным гигантом и начинаете помогать отважной мышке Квилл. Геймплей – смесь из экшена, платформинга и головоломок.

Квилл – сама мимишность, прекрасно анимированная героиня, которая постоянно реагирует на ваше присутствие. Смотришь на неё – и на лице сама собой возникает улыбка умиления.

💻Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 29.99 доллара), Viveport (515 рублей).

Final Assault

🎮Зачем играть? Толковая стратегия в реальном времени, только в VR.

Самое главное – это не чистая RTS, а что-то вроде смеси из RTS, MOBA и tower defense. Но почувствовать себя предводителем армии тоже можно: в одной руке вы держите командирскую папку, а второй прочерчиваете траекторию движения юнитов.

В Final Assault есть и одиночные режимы, и мультиплеер. Со своим небольшим онлайном игра обращается грамотно: пока вы ищете многопользовательский матч, вам доступны сингловые поединки.

💻Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift, 29.99 доллара), Viveport (входит в подписку).

Lone Echo

⚠Эксклюзив Oculus.

🎮Зачем играть? Чтобы пережить увлекательную историю в невесомости.

Lone Echo – одна из первых больших сюжетных игр для VR от Ready at Dawn, создателей The Order: 1886. Можно сказать, что это богато исполненный симулятор ходьбы – компактная история, где персонажи и их переживания стоят во главе угла.

Правда, ходить вы здесь не будете: действие Lone Echo разворачивается на космическом корабле, где вы парите в невесомости. Ощущение очень крутое – можно зацепиться и оттолкнуться буквально от любой поверхности. А следить за тем, как ваши виртуальные пальцы корректно скользят по окружению, – отдельный фетиш.

В паре с Lone Echo можно попробовать Echo VR – бесплатный мультиплеерный спорт в той же вселенной и с похожими механиками.

💻Где взять? Oculus Store (Rift S, 39.99 доллара).

GORN

🎮Зачем играть? Чтобы отрывать головы собственными руками и веселиться на вечеринках с друзьями.

GORN – экшен про гладиаторов, где забавные качки чистят друг другу морды под надзором своего повелителя. Выделяется нарочито дурацкой физикой: противники двигаются словно куклы, а некоторое оружие гнётся как резиновое.

Тела чутко реагируют на попадания и охотно превращаются в кровавую кашу от ударов. Кроме того, противника можно оглушить, схватить, кинуть в другого врага или просто оторвать ему голову – словно фаталити из Mortal Kombat, которое вы делаете своими руками!

В GORN довольно остроумно используется локальный мультиплеер. Обычно игры в VR дублируют картинку на основной монитор компьютера. В GORN, пока один человек играет в шлеме, несколько других могут взять геймпады и управлять гладиаторами на арене через монитор. Кто победил человека в шлеме, тот сам надевает шлем.

💻Где взять? Steam (419 рублей), Oculus Store (Rift S, 19.99 доллара), Viveport (419 рублей).

Pavlov VR

🎮Зачем играть? Чтобы почувствовать, как VR меняет традиционные мультиплеерные шутеры.

Описать Pavlov VR очень просто – это Counter-Strike в виртуальной реальности. Если CS вам не нравится, не спешите воротить нос: VR добавляет очень много интересных нюансов.

Например, в Pavlov VR полностью другое управление: чтобы оружие точнее стреляло, его нужно держать двумя руками, чеку у гранаты выдёргиваешь собственным пальцем, а для установки или обезвреживания бомбы реально клацаешь по кнопкам. Перезарядка – вообще отдельное приключение, а не скучное нажатие клавиши R. Даже «тибэг» превращается в физическое упражнение!

Кроме того, вокруг Pavlov VR сформировалось сообщество мододелов: например, здесь уже есть своя версия Trouble in Terrorist Town.

💻Где взять? Steam (465 рублей).

Asgard’s Wrath

⚠Эксклюзив Oculus.

🎮Зачем играть? Чтобы получить большую VR-игру на десятки часов.

Масштабный экшен в скандинавском сеттинге, который всем своим нутром кричит – здесь можно зависнуть надолго.

В Asgard’s Wrath есть прокачка и собирательство всего на свете, дополнительные испытания, коллекционные предметы, структура, схожая с метроидваниями, когда вы можете вернуться на предыдущие уровни с новыми способностями и открыть скрытую локацию, и так далее.

Asgard’s Wrath заставляет попотеть: вы машете мечами, кружите вокруг противников, рубите их со всей силы, швыряете магический топор (почти как у Кратоса!) и всё в таком духе. Среди других занятных особенностей – игры с перспективой: на одну и ту же локацию вы можете смотреть как простой смертный и как гигантское божество.

А ещё здесь можно отбить пятюню напарнику и посмотреть на своё тело в VR – эта игра из тех, что пытаются честно симулировать локти и ноги.

💻Где взять? Oculus Store (Rift S, 39.99 доллара).

BONEWORKS и The Walking Dead: Saints & Sinners

Про эти игры вы, скорее всего, уже слышали – на StopGame.ru выходили полноценные обзоры. Поэтому вместо описания один совет: отложите личное знакомство с этой парочкой на потом.

Игры с официальными конверсиями для VR

Для некоторых традиционных игр выпускали обновления с поддержкой VR, поэтому к моменту покупки шлема в вашей библиотеке Steam уже может быть несколько развлечений с виртуальной реальностью.

Среди неплохих конверсий – No Man’s Sky, Elite: Dangerous, Hellblade: Senua’s Sacrifice и Payday 2. Из традиционных игр для VR особенно хорошо подходят гонки – например, DiRT Rally, Project CARS и Assetto Corsa.

Однако истинные корни дают о себе знать. То, что эти игры не предназначались для VR, может сказываться на самых разных элементах – от управления до геймплея. Скажем, Elite: Dangerous не поддерживает виртуальные руки и полагается на стандартные контроллеры типа геймпада – не смертельно, но погружению мешает.

VR через моды

Проблема у любительских модов обычно такая же, что и у официальных конверсий, – игры, которые не создавались для VR изначально, в шлеме смотрятся неуклюже. Им нужны изменения гораздо глубже фанатского творчества, но, к счастью, модификации бесплатны, поэтому вы ничего не потеряете.

Среди наиболее качественных любительских переделок часто выделяют MotherVR для Alien: Isolation. Мод довольно основательный: встраивается в главное меню игры, распознаёт контроллеры Oculus и Vive и частично переделывает управление. Сама игра в VR выглядит красиво, но руки главной героини остаются «приклеенными» к камере. К этому можно привыкнуть, так что MotherVR достойна рекомендации.

Другой популярный мод – Fully Possessed для Doom 3 BFG Edition. Здесь сумели «отклеить» руки от камеры, поэтому они честно повторяют ваши движения контроллерами. Аналогичных результатов достигли в Half-Life VR для первой Half-Life.

Кроме того, существует DolphinVR – версия эмулятора Dolphin, запускающая игры с GameCube и Wii в виртуальной реальности. Настройка программы может затянуться, потому что DolphinVR работает отдельно от обычного Dolphin и обновляется далеко не так часто. Но, скажем, шутер Metroid Prime неплохо подходит для шлемов и смотрится впечатляюще по меркам самопала.

Какие игры ждать в будущем?

Как вы могли заметить по значкам ⚠, сильнее всего в мире игр для VR старается шуметь Oculus. В её портфолио уже есть несколько примечательных грядущих эксклюзивов:

  • Medal of Honor: Above & Beyond – возвращение серии Medal of Honor, да ещё и в эпохе Второй мировой. Разрабатывает Respawn Entertainment, в составе которой есть девелоперы первых «Медалей за отвагу».
  • Lone Echo II – прямой сиквел, который обещают сделать динамичнее, длиннее и разнообразнее оригинала. Герои вернутся к кольцам Сатурна и пройдут сквозь границы времени.
  • Phantom: Covert Ops – стелс про оперативника с каяком, который подрывает вражеские тылы, не вылезая из лодки. Звучит бредово, но очевидцы говорят, что игра получается толковая.
  • Ходят упорные слухи, будто Ubisoft тоже готовит что-то для Oculus по одной из своих крупных франшиз. Фанаты надеются на Splinter Cell.
  • Когда-то Valve говорила, что готовит три игры для VR, но сейчас планы изменились. В какую именно сторону, неизвестно, однако после успеха Half-Life: Alyx компания с большой вероятностью вернётся к виртуальной реальности.
  • Буквально 26 марта стартует The Room VR: A Dark Matter – игра в популярной серии The Room, где пользователи решают экзотические головоломки с хитроумными устройствами. Для VR концепция звучит идеально.
  • LOW-FI – своеобразный симулятор бегущего по лезвию. Вы станете копом в киберпанковом ночном городе и будете расследовать преступления людей и искусственных форм жизни.
  • After the Fall – кооперативный шутер от создателей Arizona Sunshine, одного из ранних хитов VR. Антураж – промёрзший Лос-Анджелес спустя 20 лет после апокалипсиса. В новой игре авторы обещают атмосферную кампанию, орды противников, обширный мир и увлекательный «эндгейм