Наталия Киселёва — классическая и джазовая гитаристка из Москвы. Ссылки на её ресурсы вы найдёте в конце статьи, а ниже — текст эксклюзивного онлайн интервью и несколько музыкальных видео.
Видео «"And I love her"- Natalia Kiselyova solo guitar».
Все произошло случайно — я просто вдохновилась и села играть, не заметив того, что каподастр наделся не до конца :-) И вот пришла ко мне муза, всё стало сочиняться, и я думаю: «Ну надо же, как странно красиво сегодня звучит гитара...» Когда я поняла в чём дело, было уже поздно что-то менять, да и зачем?
Насчёт того, что каподастр оказался недонадетым случайно — это шутка? Такой каподастр формально даёт стандартный строй с пониженной на тон первой струной. Что конкретно даёт такое понижение первой струны для гармоний и мелодии?
Случайно «недонадетый» каподастр — правда. Шутка или небольшое преувеличение скорее в том, что когда я обнаружила эту ошибку, что-либо менять было уже поздно :-) Я действительно начала играть в этом строе и удивилась красивому звучанию тонического аккорда.
Вообще я надела каподастр для того, чтобы проанализировать гармонию и сыграть вместе с Beatles, так как всегда снимаю аккорды сама. В этой песне тональность фа диез минор, и они как раз используют каподастр на 2-ом ладу, играя аккорды по ми минору.
«Недонадетый» каподастр дал звучание малого минорного септаккорда в тонике в открытой форме аккорда по ми минору. Это звучание меня очаровало. Кроме этого, я ещё прихватила 9-ю ступень на 4-й струне, я очень люблю эту аппликатурную форму, её часто используют испанские гитаристы. Собственно в теме, кроме тонического аккорда эта фишка больше нигде не используется, всё как обычно, но это уже даёт некую изюминку.
Вариацию я сделала в соль миноре, такая гармония у Beatles, в последнем куплете они без «предупреждения» поднимаются на полтона вверх. В данном случае открытая струна «ми» становится 6-й ступенью, и мы получаем аккорд Gm6 в качестве тоники. Это тоже создаёт некую нестандартную красоту.
Песня у Beatles завершается в соль миноре, они не возвращаются в исходную тональность, да и по всем правилам гармонии возвращение на тон вниз звучит необоснованно. Но я всё-таки решила это сделать. Если честно, мне просто для целостности формы хотелось вернуться к повторению темы с любимым минорным септаккордом с девятой ступенью, но я не знала, как это сделать грамотно и красиво. В итоге я просто вернулась в исходную тональность безо всякой подготовки, просто взяла любимый аккорд, и всё. Мне показалось, что в этом тоже что-то есть :-)
Маленькое уточнение: значит, каподастр спровоцировал вас по сути немного поменять гармонию? То есть, тоники у вас получились не такие, как в оригинале, а с «лишними» надстройками?
Ну, не совсем точно будет сказать, что на усложнение и расширение гармонии меня спровоцировал каподастр. Я и в других своих аранжировках добавляла джазовые краски. Ведь это именно аранжировки, а не переложения. Каподастр спровоцировал меня на нестандартные аппликатурные формы аккордов, которые просто дают более свежее, непривычное звучание в отличие от стандартных аппликатур.
Видео «Sunny - for solo jazz guitar».
Расскажите о своём гитарном пути, как начали и почему, образование, важнейшие вехи
Совсем первые шаги на гитаре я сделала сама. Мне было 12, когда подружка поступила в музыкальную школу на гитару. Я в тот момент занималась на фортепиано, но этот инструмент меня совсем не вдохновлял, зато когда я услышала простейшие переборы в ля миноре в её исполнении, я была очарована и попросила её научить меня. Затем быстро разобралась что к чему, пользуясь имевшейся у меня «Школой игры» Каркасси.
Учебные пьесы, которые я разбирала сама по нотам, пользуясь таблицей расположения нот на грифе и своими навыками игры на фортепиано, казались мне шедеврами :-) Дома звучала классическая музыка и авторская песня, папа покупал пластинки. Я начала подбирать песни Окуджавы по слуху и петь их.
Потом попала к замечательному педагогу А. Ф. Гитману, который усилил мой интерес к музыке и гитаре, а также дал очень важные базовые навыки игры, звукоизвлечения и помог развить вкус и кругозор. Потом была Мерзляковка в классе Н. А. Ивановой-Крамской.
Когда я закончила училище, грянули лихие 90-е, и волею судьбы я попала на работу не в музыкальную школу, а школу-студию авторской песни. Именно работа на этом поприще заставила меня развить свой гармонический слух, навыки аранжировки и творческие способности.
Потом, уже после двухтысячных, когда дети подросли и я обрела некую степень свободы, у меня наступила «эпоха джаза». Я буквально влюбилась в этот стиль, немного потусовалась на мастер-классе Алексея Алексеевича Кузнецова, поизучала принципы джазовой гармонии и импровизации самостоятельно по разным книжкам и видеошколам, а потом нашла прекрасного преподавателя Диму Шарова, который помог мне систематизировать мои знания.
Какие ваши важнейшие «проекты» в настоящий момент и на будущее? Выступления, педагогика?
Мой главный «проект» на данный момент — это развитие моего YouTube канала, с помощью которого мне хотелось бы донести мои аранжировки до исполнителей, преподавателей и любителей гитары, всех, кому они могли бы быть интересны и полезны.
В плане выступлений трудно сказать, мне кажется, мой технический уровень недостаточно высок для выступления на больших серьёзных площадках, но выступать в небольших атмосферных аудиториях мне бы хотелось.
Поэтому если будут такие предложения, я с радостью их приму. Что касается преподавания, то это как раз и есть мой основной вид деятельности. Я планирую постепенно вводить мои аранжировки в учебный репертуар студентов, а также развивать методы преподавания, помогающие ученикам развивать свое собственное творчество.
Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом (упражнения, пьесы, разучивание нового)?
Занимаюсь я совсем мало, и какой-то специальной системы занятий на данный момент нет. У меня есть один глобальный принцип — я играю, только когда мне хочется, и только то, что хочется :-) Этот принцип плохо коррелирует с серьёзной концертной деятельностью :-) Но когда я занималась джазом с преподавателем, а это было в течение двух лет, то —да, там были система и метод.
Каких крупнейших гитаристов нужно знать и внимательно слушать? Вопрос касается ваших вкусов, по большей части.
На мой взгляд, имеет смысл расширять свой кругозор в плане жанров и стилей, не стоит замыкаться на чем-то одном — будь то классическая гитара, фингерстайл или джаз. Гитара — это целый мир, и в каждом стиле и жанре есть свои гении. Музыка — это язык, и в каждом жанре и стиле он свой.
Например, язык джаза совершенно непонятен вначале для человека, воспитанного на языке европейской классики. Но если есть интерес, то понимание постепенно приходит, и перед тобой открываются новые горизонты, давая новые идеи и вдохновение для личного творчества.
Я люблю абсолютно все музыкальные стили и жанры, за исключением поп-музыки, хотя и в ней, безусловно, есть свои гении, к творчеству которых стоит прислушаться.
Самые главные гитаристы, которые как-то повлияли на то, что я делаю — это, наверное, Joe Pass и бразильцы. Я выучила всего лишь несколько импровизаций Джо Пасса, но просто прочитать записанную нотами его импровизацию уже нелегко. Но когда ты это сделал — твоё сознание уже изменилось, ты уже не тот, что был раньше :-) Я абсолютно серьёзно :-)
Что касается бразильской гитары, то здесь тоже сознание меняется. В первую очередь меняется подход к ощущению ритма, но и влияние на гармонический слух тоже огромно. Некоторое время я аккомпанировала в дуэте джазовой певице. За время нашего сотрудничества я пропустила через себя много песен в стиле босса нова, а также классных аранжировок мастеров этого стиля. Это тоже меня сформировало.
Видео «The fool on the Hill».
Что вы можете посоветовать тем, кто хочет научиться аранжировать для гитары, чтобы иметь оригинальный репертуар? Как именно этому нужно учиться?
Чтобы научиться делать свои аранжировки, нужно играть аранжировки мастеров и анализировать их. Стараться играть не только по нотам, а подбирать, снимать по слуху и по видео тех гитаристов, которые нравятся.
Изучать теорию, и в первую очередь изучить расположение на грифе всех аппликатурных форм аккордов и возможных надстроек к ним.
А главное действовать! Действовать самостоятельно, не ждать, когда придёт учитель и всему тебя научит :-) Успех гарантирован в 100% случаев при наличии любви к тому, что вы делаете :-)
Ссылки
Я бы с радостью рассмотрела предложения от руководителей частных музыкальных школ гитары для взрослых. А также хотела бы пригласить всех, кто хочет научиться играть на гитаре и делать свои аранжировки.