Главная достопримечательность малоизвестной в широких кругах Брянской области - это, конечно же, Брянский лес.
В самое разное время он выходил на арену национальной истории - и в древнерусскую эпоху, когда тут сидел и свистел Соловей-Разбойник, и в советскую, когда лес был главной базой знаменитых брянских партизан, ну а сейчас он известен прежде всего одноимённым заповедником. Заповедник находится на юге области, поближе к украинской границе, но сам лес подступает к Брянску, окружая его с востока и севера, и уходит дальше на север и северо-запад, на соединение с калужскими и смоленскими лесами.
Лес формирует вокруг очень разбросанного, пыльного и безликого Брянска настоящий лесопарковый пояс практически столичного масштаба, и в его восточной части, между городом и транзитной магистральной автодорогой М-3 "Украина" расположено самое знаковое место всего региона - Партизанская поляна. Любая армия, даже очень сильная, плохо контролирует горы и леса, а особенно горные леса. В центре Русской равнины с горами не очень, так что приходилось довольствоваться лесами, и партизаны справлялись совсем неплохо. На Партизанской поляне в сентябре 1941 года, когда стало понятно что немецкая оккупация неизбежна, был проведён общий сбор партизанских отрядов, и вроде как отсюда начался боевой путь брянских партизан.
А сейчас здесь большой мемориал - и на самой поляне (в основном боевая техника), и в окрестном лесу (блиндажи, землянки); на опушке - здание музея.
Место по духу одновременно и позднесоветское, и российское - казёнщина, патетические лозунги и подписи, солидные витрины в оправе из металла и дерева.
Лес в середине сентября минувшего года был по-настоящему прекрасен: уже наползающая на деревья желтизна, и при этом температура воздуха ещё вполне летняя, градусов 25.
Долина небольшой речки Снежеть вообще выглядела как картина времён расцвета импрессионизма. Для транспортных любителей вроде меня одна из немногих положительных черт Брянска как города - сохраняющееся пригородное железнодорожное сообщение по всем 5 направлениям, очень интенсивное для 400 тысяч человек населения (плюс ещё тысяч 50 в ближней пригородной зоне).
Уютная и ламповая чехословацкая автомотриса (кажется, в России сейчас такие остались только на Брянщине и в Черноземье) неторопливо повезла меня в сторону вокзала Брянск-Орловский.