Несколько раз прочитал обращение Президента к гражданам России от 25 марта. Учитывая складывающуюся обстановку с распространением коронавируса, этого обращения мы ждали, но… Опять не покидает ощущение чего-то торопливого, противоречивого, нелогичного.
С одной стороны, понятны и оправданы организационные меры по купированию пандемии, с другой стороны, они юридически не оформлены. Фраза «… объявляю следующую неделю нерабочей, с сохранением заработной платы. Естественно, все структуры жизнеобеспечения, в том числе медицинские учреждения, аптеки, магазины, учреждения, обеспечивающие банковские, финансовые расчёты, транспорт, а также органы власти всех уровней продолжат свою работу.» даже по моему непрофессиональному мнению вторгается в положения Трудового Кодекса РФ. Кроме того, перечень работающих предприятий указан как закрытый, а как поступить, например предприятиям фармацевтической промышленности, изделий медицинского назначения?
Еще одна фраза: «…Нужно поддержать тех, кто оказался на больничном или потерял работу. Сейчас больничный рассчитывается исходя из стажа работника и его зарплаты. В результате сотрудники, прежде всего молодые люди, могут получать крайне низкие выплаты по больничному листу. Это, конечно, несправедливо. Предлагаю установить норму: выплаты по больничному должны рассчитываться исходя из суммы не менее 1 МРОТ в месяц. Пока такая норма будет действовать до конца текущего года, а затем примем решение с учётом ситуации…» Возникает вопрос – несправедливо во время пандемии, или всегда было несправедливо?
Далее, предлагая предусмотреть каникулы как по потребительским, так и по ипотечным кредитам, Президент говорит: «…если выплата долга в силу объективных причин оказывается в принципе невозможной, то и в этом случае гражданин не должен попасть в тупик, становиться заложником требований кредиторов. Процедура банкротства должна быть посильной и необременительной…». А через три абзаца своей речи заявляет, что… «предприятия, оказавшиеся в сложной ситуации, нужно защитить от банкротства. В этой связи предлагаю ввести сроком на шесть месяцев мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов.»
Во всем мире банкротство юридических и физических лиц – это и состояние болезни, и способ ее лечения. Да и у нас в статье 27 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)…указывается:
1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
2. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Мало того, статья 7 этого закона определяет обладателей права на обращение в арбитражный суд
1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.»
На мой взгляд страусовая политика к процедурам банкротства приведет лишь к пандемии взаимных долгов, и было бы целесообразнее не отменять (пусть и временно), а сократить сроки прохождения процедур банкротства.
Ну и самое неприятное в обращении Президента – это объявление об установлении нового налога – НДФЛ на процентные доходы граждан. Уж очень это несвоевременное решение, к тому же не связанное в обращении с проблемой коронавируса. О нем можно было объявить и после обнуления сроков президентства.
Смущает обоснование этого налога:…«Во многих странах мира процентные доходы физических лиц от вкладов в банках и инвестиций в ценные бумаги облагаются подоходным налогом. У нас такой доход налогом не облагается.»
Как же непоследовательны мы, обращаясь к ценностям и практике Запада. Совсем недавно Президент утверждал, что наш средний класс - это совсем не тот, что в развитых странах, а вот новый налог обосновывает именно западной практикой.
Да, там такие доходы облагаются налогом в составе общих доходов граждан, кстати по прогрессивной шкале налогообложения.
В связи с этим вспоминаются слова Президента, сказанные им в другом обращении к населению – в обращении по пенсионной реформе. Тогда, объясняя безальтернативность увеличения сроков выхода на пенсию и отвергая прогрессивную шкалу НДФЛ, он заявил, «что… все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Ну посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 миллиардов рублей в год.»
Давайте прикинем, какие суммы могут быть получены от обложения налогом доходов от банковских вкладов. По информации Агентства по страхованию вкладов на начало текущего года в кредитных учреждениях страны находилось 30500 млрд рублей вкладов населения, в том числе от миллиона и выше - 55,3 процента, т.е. около 17000 млрд. рублей. Более 70 % вкладов населения находится в Сбербанке, а там сегодняшние ставки по вкладам не превышают 5 процентов. Значит налогооблагаемая база нового налога по ставке 5 % составит 850 млрд. рублей в год, а годовая сумма налога составит те же 110,5 млрд рублей, которые, как сказал выше Президент, «просто латают дыры».
Я понимаю, что в нашем государстве много проблем в экономике, от этого страдает и население, и социальная сфера, для их поддержки требуются дополнительные доходы в бюджет, новые налоги и сборы. С другой стороны в стране неприлично высокие доходы отдельных топ-менеджеров, от которых «коробит» Президента. Все это имеет место, но почему же тогда так настойчиво отвергается прогрессивная шкала НДФЛ. Ведь действовала же она у нас с января 1998 года. Вот ее прогрессия в процентах от месячных доходов: 12, 15, 20, 25, 30, 35.
Подоходный налог во многих странах также взимается по прогрессивной шкале, я приведу лишь некоторые, где ставка НДФЛ (федеральная+региональная) составляет 40 и более процентов: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Финляндия, Франция, США…Средняя ставка по зоне евро составляет 42,3 процента.
Быть может сейчас самое подходящее время вновь вернуться к обсуждению этого вопроса – дивиденды можно получить хорошие, в том числе и политические.