Дети и ягнята - сходства и различия
На этой неделе мы начинаем изучать книгу Ваикра, называемую в нееврейском мире также "Левит". Но и в нашей традиции эта книга носит название "Торат коганим" – "Учение о (службе) когенов", поскольку основная тема третьей книги Пятикнижия – жертвоприношения, их виды, и различные аспекты, связанные с ними. Тем более удивительно, что согласно обычаю, именно с этой книги начинают свое изучение Торы еврейские мальчики, когда впервые приходят в "хедер". Наши благословенной памяти Мудрецы так объясняли это – "Пусть придут чистые (дети) и займутся изучением чистых (жертвоприношений, в отношение которых строго соблюдались законы ритуальной чистоты)". Но мы, не удовлетворяясь игрой слов, попробуем вскрыть внутреннюю связь между ребенком трех-четырех лет, начинающим изучать Священное Писание, и животным, предназначенным для жертвоприношения.
Для этого на первом этапе попробуем посмотреть на жертвоприношение, как духовный акт. Что происходит, когда кровь животного проливается на жертвенник? В ответе первого уровня (а их, как всегда, несколько) можно использовать в качестве иллюстрации фразу из известной комедии советских времен: "На его месте должен был быть я!" (для тех, кто подзабыл текст, напомню ответ, полученный героем фильма на это заявление: "Напьешься – будешь!"). То есть, когда согрешивший человек приводит жертвенное животное в Храм, имеется в виду, что кровь этого животного заменит его собственную кровь, которая должна была пролиться как наказание за совершенный грех. Вс-вышний, в милости Своей, при определенных обстоятельствах (например, если грех произошел по ошибке), разрешает произвести такую замену, т.к. животное считается имуществом человека, а имущество, в свою очередь, уподоблено человеческой крови (на иврите Мудрецов "кровь" и "деньги" называются одинаково – "дамим"). Этот же принцип был использован, например, в Египте, когда Вс-вышний совершил казнь первенцев. По идее, во время этой казни должны были погибнуть и первенцы израильтян, поскольку в древнем мире было принято, что перворожденные сыновья служат высшим силам и приносят им жертвы от имени всего рода. Следовательно, и те, и другие были виновны в грехе идолопоклонства. Но ввиду того, что сыны Израиля отринули египетских идолов, Вс-вышний заменил им кровь на кровь – вместо своей крови они окропили косяки своих жилищ кровью пасхального агнца, и это послужило искуплением. В молитве, читаемой в Маарив после индивидуального поста, говориться: "Вот, я постился в этот день и кровь и плоть моя уменьшились. … Пусть же это буду приравнено к крови и плоти искупительной жертвы". Глубинный смысл этой замены таков – основа греха лежит в эгоизме человека. Поэтому для искупления греха необходимо отдать Б-гу часть себя, умалив тем самым свою гордыню.
С другой стороны, жертвоприношения были необходимы для постоянного напоминания о том, что все благо в мире исходит от Вс-вышнего. Если человек не будет жертвовать от плодов своих рук Творцу, он легко забудет, что хотя "без труда не выловишь рыбку из пруда", все же без пруда не выловишь рыбку и с трудом! Не зря Вс-вышний предупреждал Каина, принесшего в жертву Творцу плоды "второго сорта", и огорчившегося, когда Б-г не принял его приношения: "Отчего досадно тебе и отчего поникло лицо твое? Ведь если склонишься к добру, то простится тебе, если же не склонишься к добру, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его; ты же должен властвовать над ним" (Берейшит 4:6-7). Другими словами, человек должен отдавать Творцу лучшее, что у него есть, только тогда он сам будет возвышаться духовно этим даром. В Талмуде, в трактате Кидушин, говорится о том, что хотя обычно, чтобы посвятить себе женщину, мужчина должен дать ей значимый в финансовом отношении предмет, например, кольцо. Однако если мужчина этот – важная персона, освящение произойдет и в том случае, если женщина сама что-либо подарит мужчине, т.к. сам факт того, что важный человек принял твой подарок, уже является большой наградой. Тем более верно это правило, если речь идет о Творце всего сущего.
И, наконец, жертвоприношения имеют великий сакральный смысл. Храм был местом, где открывался канал в высшие духовные сферы, и оттуда снисходило благословение на весь материальный мир. Не случайно в праздник Суккот в Храме приносилось 70 быков за 70 народов мира. Чтобы этот канал оставался постоянно открытым, необходимо было приносить постоянные жертвы, воплощая тем самым желание давать, которое свойственно лишь Б-гу и, по Его воле, человеку. Мир, который только получает, не выходит за рамки материальной природы, а значит, нет нужды поддерживать связь с духовными мирами, и ему достаточно обычных законов бытия. Но человек дающий, творящий добро, демонстрирует, что он создан по образу и подобию Творца. Высшая точка "карьеры" животного – быть принесенным в жертву Вс-вышнему, т.к. животное лишено Б-жественной души. Оно сугубо материально, и поэтому его служение состоит в отдаче того, что является его сутью – крови и плоти. Любой другой жребий, выпавший на долю животного, ниже. Однако человек обладает "душою говорящею" (Таргум Онкелос), следовательно, его служба Творцу будет заключаться в проявлениях его духа и разума, являющегося вместилищем Б-жественной души.
Теперь стала ясной связь имеется между мальчиками, начинающими изучать Тору, и жертвенными животными – и первые, и последние служат Вс-вышнему, но по-разному, в зависимости от того, что у каждого главнее: животные – отдавая свои тела, а мальчики – развивая в себе духовность и интеллект. И то, и другое – жертвоприношение, подчеркивающее, что жизнь существует не ради себя самой, а имеет смысл лишь в контексте своей цели – постоянного приближения ко Вс-вышнему. Поэтому-то само слово "жертва" на священном языке называется "корбан" – "приближение".
Да будет на то воля Вс-вышнего, чтобы мы удостоились возможности принести Ему жертвы в священном Храме, а наше изучение Торы достигло такой силы и святости, чтобы быть достойной духовной жертвой Творцу!