Найти тему
История войн и оружия

Польский бомбардировщик "Лось" во второй мировой войне

Яндекс картинки.
Яндекс картинки.

Проект самолёта P.37 был создан в 1934 г., в нем применили новшества того времени, его сразу решили строить как цельнометаллический, хотя это было и дороже. Удельная нагрузка на крыло была повышена. Шасси убирались в мотогондолы.

Двигатель поставили Бристоль Пегас 12В (860 л. с.), на самолёт будут ставить и другие более мощные двигатели.

1 июля 1936 г. самолет совершил первый полет.

После испытаний первого прототипа расширили кабину летчика и стрелка, установили более мощные двигатели на 925 л. с. (Пегас 20), стойки шасси сделали двухколесными и уменьшили их размеры, это позволило шасси убираться полностью, что увеличило скорость самолета.

Экипаж 3-4 человека, пилот, штурман, он сидел в остекленном носу скидывал бомбы с помощью бомбоприцела Herz RH32 и стрелял из 7,7-мм пулемёта. Стрелок-радист находился в открытой кабине сзади у кромки крыла и стрелял из двух 7,7-мм пулемётов сверху и снизу. Поляки хотели поставить свой 7,7-мм пулемет, но доработать его не смогли и ставили "Виккерсы".

Самолет получил наименование PZL-37 или Р-37 Los ("Лось") с успехом она была представлена на двух авиационных выставках в Белграде (май 1938 г.) и Париже (осень 1938 г.), фирма была завалена заказами, но промышленность Польши была неспособна даже оснастить бомбардировщиками собственные ВВС.

Она удивила наблюдателей скоростью 445 км/ч и бомбовой нагрузкой 2500 кг. Бомбардировщик летал быстрее тогдашних истребителей.

Самолетов серии А планировали выпустить только 30 штук. Серийная машина получила название Р-37B Los B. За четыре года с 1937 года по 1940 год ВВС должны были получить 180 самолетов, из них 124 уже к апрелю 1939 г.

Яндекс картинки.
Яндекс картинки.

Для экспортных вариантов самолет должен был получить двигатель "Гном и Рон" 14N01 (957 л. с.) или 14N21 (1035 л. с.) самолеты получили наименование "Лось C" и "Лось D". С тысячесильными моторами самолет удалось разогнать до 453 км/ч, дальность до 2700 км с уменьшенной боевой нагрузкой 1,7 т.

Первый полет в строевых частях закончился катастрофой, у самолета отвалилось крыло. На заводе провели ряд изменений, а машину подвергли повторным статическим испытаниям. Из-за проблем с управлением разбились еще восемь "Лосей". Недостатки устраняли переработкой конструкции.

Производство "Лосей" хотели передать заводу в Мелеце. Ни одно экспортного экземпляра сделать не успели. Завод в Варшаве перенацеливали на выпуск истребителя P.50 "Ястреб" и легкого бомбардировщика P.45.

1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу. 90 самолетов с двигателями "Пегас" 20 могли принять участие в боях. 3 сентября самолеты получили приказ бомбить Кенигсберг, но почти сразу приказ был отменен. Только на следующий день "Лоси" дважды нанесли удар по войскам вермахта под Лодзью, при этом потеряли 7 самолетов в воздушных боях и 2 на земле.

Экипажи "Лосей" 10-го бомбардировочного дивизиона польских ВВС. Яндекс картинки.
Экипажи "Лосей" 10-го бомбардировочного дивизиона польских ВВС. Яндекс картинки.

5 сентября 6 "Лосей" бомбили соединения противника под Радомско.

К исходу 6 сентября "сохатые" сделали 50 самолето-вылетов, потеряв 16 машин на земле и в воздухе. Вылеты продолжались до 16 сентября, 17 сентября 1939 г. в восточную часть Польши вошли советские войска, экипажи получили приказ бежать в Румынию. Румыны получили 30 "Лосей". Всего в Румынию перелетели около 200 польских самолетов.

Всего за две недели "Лоси" совершили 100 боевых вылетов, сбросив 150 тонн бомб, успели сбить шесть Ме-109. 24 бомбардировщика были сбиты в воздушных боях, а 2 были уничтожены на аэродромах.

СССР в 1939 году после начала германо-польской войны получил два "Лося", они сели на территории страны.

Советские испытатели высоко оценили пилотажные характеристики самолета. Самолет даже с изношенным и более слабым двигателем "Пегас 12", чем у СБ и ДБ-3 развивал скорость почти равную им благодаря аэродинамике.

Советские специалисты авиапрома отмечали ряд плюсов машины, части самолета были сделаны по плазово-шаблонному методу, машина имела рациональную силовую схему фюзеляжа, где предусмотрели проход для связи членов экипажа в полете, продумали расположение приборов, сделали эффективные предкрылки.

Единственным недостатком была малая высотность самолета, которую могли повысить в следующих модификациях.

Относительным недостатком была бомбовая нагрузка, самолет мог поднять внутри фюзеляжа максимум 300 кг бомбы, хотя эффективнее были бомбы все большей и большей массы. В СБ в бомболюк влезала 500 кг бомба, еще две на наружных подвесках. ДБ-3 мог брать три 500 кг бомбы или одну тонную. Разрабатываемый бомбардировщик "103" (впоследствии Ту-2) мог взять внутрь одну тонную бомбу и две на наружной подвеске.

В ряду бомбардировщиков СБ, ДБ-3, Ю-88 и Доренье 215B "Лось" находился на уровне лучших двухмоторных машин.

Перелетевшие в Румынию "Лоси" приняли участие в войне против СССР, но без особого успеха, их успешно сбивали советские истребители И-153 и И-15бис. К тому же обострилась проблема с отсутствием запчастей, в октябре 1941 г. самолеты вернули в Румынию, а потом перевели в учебные.

В целом, можно сказать, что самолет был удачным, но его малое количество и скоротечная германо-польская война не дали возможности раскрыть все его возможности.

Спасибо за прочтение